Автор: Наталья Окорокова

На что жаловались южноуральцы омбудсмену во время самоизоляции

В период самоизоляции из-за угрозы коронавирусной инфекции жители Челябинской области жаловались омбудсмену в основном на проблемы, связанные с перемещением между государствами.
На что жаловались южноуральцы омбудсмену во время самоизоляции

Юлия Сударенко была назначена на должность уполномоченного по правам человека в самый разгар пандемии. Это наложило существенный отпечаток на первые месяцы ее работы. Фото пресс-службы губернатора

Об этом уполномоченная по правам человека Юлия Сударенко рассказала сегодня, 7 августа, на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс». Темой встречи стало поведение итогов первых четырех месяцев работы Юлии Сударенко в новой должности. Она подчеркнула, что пандемия коронавируса наложила серьезный отпечаток на специфику ее работы.

Много обращений омбудсмену поступило из-за невозможности пересечения государственной границы. В основном речь шла о соседнем Казахстане, где у людей остались пожилые родственники, требующие ухода, или постоянное место работы.

Многие люди не могли пересечь границу с Казахстаном и просили помощи

- Историй было много, оперативно отрабатывали все с пограничниками. Ситуация регулируется распоряжением правительства РФ, где есть перечень случаев для возможного пересечения границы. Не всегда пограничники могли откликнуться на мои просьбы. Тогда мы написали обращение уполномоченному по правам человека РФ Татьяне Москальковой. Она смогла предпринять необходимые меры, и за две недели правительство внесло изменения в распоряжение. Все необходимые случаи для пересечения границы, связанные с защитой трудовых прав, права на охрану здоровья, семейных прав, были включены в список. На следующий день все заявители смогли выехать в Казахстан или вернуться оттуда, - рассказала Юлия Сударенко.

Вторая категория обращений была от туристов, оставшихся за рубежом. Они жаловались на невозможность вернуться или материальные трудности.

- Мы плотно работали с оперативным штабом в Челябинской области, либо просили Татьяну Москалькову отрабатывать случаи на федеральном уровне. Рано или поздно, но мы всем помогли. Было много жалоб от туристов, прибывающих из иностранных государств, что их помещали в обсерваторы. Я посещала их, находилась на связи с главными врачами. Жалобы были разные. Кому-то хотелось особенного питания (вегетарианцам и фрукторианцам). Это спектр проблем, с которым до пандемии уполномоченные никогда не сталкивались, - отметила Юлия Сударенко.

Вегетарианцы и фрукторианцы требовали особого питания в обсерваторах

Остальной блок проблем касался точечных вопросов. Поступали разные просьбы, такие как оказать социальную или материальную помощь. Люди рассказывали, что потеряли работу, а у них маленькие дети. Просили выделить пособия, продукты, помочь трудоустроиться.

- Все обращения направляли в социальную защиту, все удовлетворялись. Мы никогда не отправляем обращения без обратной связи, стараемся прослеживать судьбу человека, хотим увидеть, была ли его проблема решена. Всегда просим наши министерства направлять либо копию ответа, либо сообщать информацию, какие меры были приняты. Затем звоним и проверяем полученную информацию, - рассказала омбудсмен.

Всего за четыре месяца в аппарат уполномоченного по правам человека поступило больше полтысячи письменных об ращений и порядка трехсот устных. Все это время был ограничен личный прием, который возобновили с 28 июля. 

Как отметила Юлия Сударенко, в целом тематика обращений повторяет структуру, которая существует у всех уполномоченных на общероссийском уровне. Порядка 40 процентов заявлений касаются реализации социальных прав (вопросы жилья, охраны здоровья). Около 30 процентов обращений связаны с жалобами на уголовное судопроизводство. Остальные вопросы касаются экономических, личных прав, вопросов гражданства и свободы перемещения.