При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Медиатор Наталья Соболева объяснила, как эффективно разрешать конфликты

Из сиюминутного конфликта можно выйти, поняв, какой интерес у той и другой конфликтующей стороны. Однако если конфликт имеет затяжной характер и люди сами не могут справляться со своим внутренним состоянием, лучше обратиться к профессионалам.
Медиатор Наталья Соболева объяснила, как эффективно разрешать конфликты
Наталья Соболева на стрим-шоу "Поутру", фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Наталья Соболева на стрим-шоу "Поутру", фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказала Наталья Соболева, президент Ассоциации «Лига медиаторов Южного Урала».

- Медиаторы – это квалифицированные, специально обученные люди. Мы работаем в сотрудничестве с аппаратом уполномоченного по правам ребенка. Когда омбудсмену поступают обращения одного из родителей, что есть конфликт с другим родителем по поводу воспитания общих детей, их направляют к нам. Мы приглашаем этих людей за стол переговоров, рассказываем, чем можем помочь. Мы можем организовать процесс, профессионально, мягко, создадим условия безопасного общения, поможем людям углубиться в свой интерес и понять интерес другого человека, - объясняет Наталья Соболева.

У медиатора есть понимание, готовы ли стороны к переговорам, он может оценить медиабельность или немедиабельность спора. Медиатор может применить определенные техники, чтобы разъяснить, с чем связано нежелание двигаться в сторону договоренности. Как правило, этому мешает высокое негативная внутренняя напряженность, человек видит в другом своего врага или свою проблему.

- Если получается с помощью работы с таким состоянием показать, что люди не друг другу враги, а есть что-то стороннее в виде проблемы, можно попытаться перефокусировать это состояние в другое русло. Тогда из ступора человек переходит в другое состояние и понимает, что готов двигаться дальше в сторону переговоров, - говорит Наталья Соболева. - Если я как участник конфликта понимаю, что готова договариваться, но чувствую, что все равно есть напряжение - это нестабильное состояние. Исходя из понимания рисков, что в процессе переговоров эмоциональное напряжение одержит верх, то я в целях безопасности могу обратиться к посреднику, чтобы он помог не свалиться в деструктив.

Медиатор – не психолог, хотя владеет навыками психологической работы и понимает суть негативных эмоциональных состояний - злости, обиды, ненависти. Но при этом он не консультирует, как психолог – это его принцип, основанный на независимости и нейтральности.

Процедура медиации строго регламентирована, у нее есть временные границы. Есть этап, который называется дискуссия. Медиатор приглашает стороны обсудить, как они видят ситуацию, и послушать мнение другого человека. Как раз тогда может подниматься напряжение, люди могут переходить на личности. Но если начинаются оскорбления, медиатор останавливает беседу. 

Главное условие - не оскорблять, относиться к собеседнику безоценочно и с уважением. Процедура медиации может не завершиться в один сеанс. Обычно она длится не более полутора-двух часов – этого достаточно, чтобы высказаться, но еще оставаться в рабочем состоянии. Если вопрос не решен, может происходить несколько встреч. Количество их определяют стороны, исходя из своего желания договариваться.

Общество

Партнерские СМИ