Максим Гутенев: Челябинцы и питерцы определят критерии эффективности российской дипломатии в Арктике
В последнее время особую актуальность приобрела проблема диалога в целях защиты национально-государственных интересов в Арктике. Наша страна должна быть готова эффективно противостоять разнообразным технологиям информационного воздействия и попыткам нейтрализации влияния России в регионе посредством работы дипломатов, ученых и международных организаций.В авторской колонке на Полит74 об этой проблеме рассуждает Максим Гутенев, кандидат философских наук, доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Южно-Уральского государственного университета.
Максим Гутенев, кандидат философских наук, специально для Полит74. Фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ
События XX века убедительно доказывают, что наука играет значимую роль в отстаивании интересов того или иного государства, а также может способствовать укреплению мира между государствами во время напряженности, когда другие политических механизмы не работают. Вспомним проект «Союз-Аполлон» или «рукопожатие в космосе» в 1975 году. Когда отношения между государствами зашли в тупик на фоне Карибского кризиса, Пражской весны, на фоне утраты влияния Советского союза в арабском мире, научный проект позволил найти точки соприкосновения двух сверхдержав и сгладить существующую международную напряжённость. Это и есть результат научной дипломатии. В нашей стране наука как инструмент мягкой силы не используется достаточно эффективно.
Недавно мы начали проект совместно с учеными из Санкт-Петербурга и Челябинска по созданию оптимальной модели российской научной дипломатии в Арктике и получили грант Российского научного фонда (2022-2023 год). Руководителем научного коллектива является доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сергунин.
Мы исследуем существующие теоретические подходы к пониманию природы и характера арктической научной дипломатии, позиции основных парадигм современной теории международных отношений: неореализма, неолиберализма, глобализма и постпозитивизма в контексте арктической научной дипломатии. Мы анализируем опыт арктической научной дипломатии таких стран, как США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция с целью выявления сильных и слабых сторон.
Мы должны определить цели и приоритеты российской научной дипломатии в этом регионе и ответить на вопрос: насколько осознанный и системный характер они имеют и как согласуются с российскими национальными интересами и стратегическими целями на Крайнем Севере. Не менее важно рассмотреть конкретные инструменты российской научной дипломатии и "площадки", где она реализуется (конференции, форумы, выставки, арктические "дни" и "недели", Полярный год, совместные экспедиции, полярные станции).
Нужно создать качественную модель российской научной дипломатии в Арктике с описанием её стратегических и тактических целей, научной программы, институционального механизма, средств и инструментов реализации, сфер применения и системы обратной связи.
Результатом нашего исследования станут практические предложения и рекомендации по организации взаимодействия университетов, научно-исследовательских центров и властных институтов, участвующих в разработке и реализации арктической научной дипломатии РФ.