Лицейский стиль
Челябинский областной лицей-интернат – уникальное учебное заведение.В классах одни юноши, от 14 лет и старше. Алгебра, физика, химия и ряд других предметов преподаются на английском. Среди обязательных дисциплин, которые изучают лицеисты, - турецкий язык. Педагогический коллектив – интернациональный, почти половина учителей приехали из Турции.
В 90-е годы об этой необычной школе много писали и говорили. В народе её называли русско-турецким лицеем. По слухам, сюда принимали только мальчиков-мусульман, готовили служителей для мечетей.
На самом деле никаких ограничений по национальному признаку при приёме в лицей не существует. Выпускники поступают в МГУ, МГИМО, МФТИ, СПбГУ и другие светские вузы Москвы и Санкт-Петербурга, в ведущие университеты Челябинска, некоторые продолжают образование в США.
В прошлом году Челябинский областной лицей-интернат отметил 15-летие. Он был создан в 1994 году по инициативе правительства Челябинской области и турецкой фирмы. В ту пору подобные учебные заведения открывались по всей стране. Сейчас в России практически не осталось таких лицеев.
Первыми лицеистами в Челябинске стали 53 юноши. Они занимались на базе педколледжа № 1. Позднее переехал в реконструированное здание детского сада в переулке Мамина, 3-А. Сегодня здесь учится 170 человек, из них 60 ребят из других городов и районов области. По словам директора лицея-интерната Светланы Ткалич, это прекрасная возможность получить достойное образование одарённым детям из глубинки.
- На мой взгляд, лицей сумел сохранить всё лучшее, что было в советской школе, - считает заместитель руководителя миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Путник.
Об уровне подготовки учащихся он судит не понаслышке. В 2008 год окончил лицей его сын Богдан – сейчас юноша студент исторического факультета ЧГПУ. К тому же сам Константин Владимирович преподаёт лицеистам факультативный курс философии и истории. После того как начал сотрудничать областным лицеем-интернатом стал активным сторонником раздельного обучения.
Конечно, поначалу учиться без девчонок непривычно: некого дернуть за косичку, похвастаться удалью. Но, по мнению педагогов, чем старше становятся ребята, тем больше ценят настоящую мужскую дружбу.
Два года в лицее проводятся сборы «Эстафета поколений». На них за каждым новичком-восьмиклассником закрепляется шеф-наставник из 11 класса.
- Что ценно: в лицее нет дедовщины. Старшие не обижают младших, а защищают и учат их уму-разуму, - говорит Константин Путник. – Так строились отношения новобранцев и дядьки капрала в старой русской армии.
Большинство педагогов лицея – мужчины, что редкость для российской школы. Есть среди них и турецкие граждане. Например, молодой учитель Озбай Селман. Он владеет четырьмя языками – помимо родного, турецкого, знает русский, английский и японский. Удивительно, но его историческая родина – Россия. До революции предки Селман бея жили в Омской губернии.
– Мне нравится работать с ребятами. Я преподаю английский язык. Но иногда мы общаемся на русском или турецком. Тех, кто интересуется восточной культурой, знакомлю с японскими иероглифами, - рассказывает он.
В лицее всё направлено на получение глубоких знаний, и ребята добиваются высоких результатов в учёбе.
- Главная проблема школ и классов с углублённым изучением ряда предметов в том, что всё внимание уделяется профильным дисциплинам, - рассуждает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Эдгар Ткалич. - Лицей даёт ребятам возможность всесторонне развивать свои способности.
В последние годы выпускники всё чаще уезжают учиться в Москву и Санкт-Петербург. Причём поступают в самые разные вузы - экономические, технические, юридические, педагогические. А вот ученик 11 класса Даниил Нараев собирается продолжить образование в одном из университетов США. Юноша планирует изучать архитектуру. В 2008 году он стал финалистом программы по обмену для старшеклассников «FLEX» и весь учебный год провёл за рубежом. Жил в американской семье, учился в школе.
- В США я сдал ряд экзаменов (наподобие нашего ЕГЭ), необходимых для поступления в высшее учебное заведение. В Челябинске прошёл испытание на знание английского языка – это обязательное условие для иностранных студентов, - объясняет Даниил. – Весь этот год я готовил документы, рассылал их в разные университеты США. Теперь жду ответа. В зависимости от этого буду решать, куда поеду учиться.
Девятикласснику Евгению Метелину до окончания до окончания школы ещё далеко. Но он с детства мечтает о дипломатической карьере. Когда узнал, что в Челябинске есть лицей, где учат не только английскому, но и турецкому языку, решил непременно поступать.
- Мне так хотелось здесь учиться, что я пришёл сдавать вступительные экзамены после шестого класса. И меня приняли, - с волнением рассказывает мальчик. – А потом выяснилось, что в лицей берут только после седьмого.
Всё лето Женя сидел над учебниками и освоил программу за седьмой класс. А первого сентября сел за парту вместе с другими новичками-лицеистами.
- У меня были проблемы в прежней школе, но я справлялся. И сейчас нелегко – трудности есть всегда, но я их преодолеваю, - рассуждает Евгений.
Мальчики, которые хотят стать лицеистами, должны представлять, что учёба, особенно в восьмом классе будет нелёгкой. Придётся изучать незнакомый восточный язык, воспринимать на слух английскую речь. Ведь алгебру, физику, химию, информатику и биологию преподают на английском языке. Тяжело в учении – легко в бою.
- Когда ребята поступают в вузы, им чрезвычайно легко учиться, - уверяет Константин Путник. – Во-первых, они свободно владеют иностранными языками. Во-вторых, имеют блестящую память. Ведь мальчишки общаются с преподавателями на трёх языках – русском, турецком и английском. Это очень развивает детей.
В лицее ждут талантливых и трудолюбивых ребят, окончивших семь классов. Мальчики сдают вступительные экзамены. Первый этап – выполнение заданий по математике, логике, диктант по русскому языку и несколько вопросов по географии и истории. Второй этап – собеседование по английскому языку, на котором педагогов интересует не столько знание лексики и грамматики, сколько способность к языку. Кроме того, ребята вновь выполняют задания по математике и по русскому языку. Третий этап - адаптационные сборы.