Лаборатория «звезд»
"Поднимите руки те, кто видел звездопад летом", – и в ту же секунду, как поэтесса Марина Юрина произнесла последнее слово, к потолку взмыл лес детских ладошек.16 декабря в челябинской гимназии № 80 прошел уже ставший традиционным «Читательский марафон», который третий год подряд проводит «Издательство Марины Волковой». В марафоне приняли участие ученики первых-пятых классов. В актовом зале гимназии поэты Михаил Придворов и Марина Юрина представили детям свои книги «Важные дела» и «Ладошка». Если верить аудитории, а не верить ей невозможно, то можно говорить об успехе челябинских детских поэтов.
Гимназия № 80 ориентирована на гуманитарные предметы. Как говорится, сам бог велел участвовать в «Читательском марафоне». Она и участвует. Третий раз сотрудники издательства приезжают в школу.
- Я считаю, это очень удачная форма работы с детьми, - рассказала директор гимназии Марина Горюшкина. - Гимназическое образование предполагает расширение кругозора детей, нравственное воспитание, и марафон выполняет эти задачи.
Любовь к книге воспитанная, а не приобретенная. Причем начинать нужно с молодых ногтей, поскольку попытки заразить чтением подростков обречены на провал. Интерес к чтению, как заметила Марина Борисовна Горюшкина, резко падает у детей на второй и третьей ступенях обучения. Между тем, любовь к книге может определить судьбу человека, его призвание, круг общения.
Воспитанники гимназии демонстрируют в этом смысле изрядный потенциал: в школе действует творческая группа «Город золотой», которую возглавляет поэтесса Анна Кипнис-Гильдина, - поэтическая студия, другими словами. Две выпускницы школы в свое время получили президентские гранты благодаря обучению в студии.
- Весь комплекс учебного пространства, которое мы стараемся создать для детей, работает так или иначе на то, чтобы привить любовь к чтению, - заметила Марина Борисовна.
Успехи учеников стали в конце концов одной из причин для включения гимназии № 80 в многообещающий проект, поддержанный финансово и организационно областной и городской властями. В январе исполнится ровно год, как на базе гимназии была создана учебно-методическая лаборатория «Филология».
- Год назад в десяти образовательных учреждениях Челябинской области были созданы предметные лаборатории, - рассказала Марина Горюшкина. - Были выбраны лучшие из лучших. Например, 31 школа – это лаборатория по физике, 82 лицей – лаборатория естественных дисциплин, а наша гимназия сосредоточилась на русском языке, литературе и всех иностранных языках.
Лаборатория имеет сетевое значение, то есть она работает не только на пользу школы, но и позволяет учителям со всей области обмениваться опытом. Мы получили возможность привлекать преподавателей из других школ области к нам на стажировку, мастер-классы, учебные курсы, семинары. Например, на этой неделе в рамках лаборатории в гимназии проходили стажировку семь руководителей методических объединений русского языка и литературы Челябинской области. То есть семь лучших преподавателей работали с нашими учителями, давали открытые уроки, проводили консультации, собеседования для того, чтобы в третьей четверти, когда идет усиленная подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям, эффективнее использовать накопленный опыт. Недавно мы участвовали в съезде библиотекарей УрФО, где тоже делились опытом работы. (На базе нашей библиотеки создан медиа-центр.) Кстати, главная тема обсуждения – это чтение грамотное и осознанное.
В порядке софинансирования программы гимназия получила на развитие из областного и городского бюджета три миллиона рублей. На эти деньги были приобретены наглядные методические пособия, художественная литература, техника. В частности, были оснащены в гимназии два лингафонных кабинета для изучения иностранных языков, рабочие места преподавателей русского языка и литературы оборудовали компьютерами.
- Мы имеем все возможности для проведения эффективного дистанционного обучения, - поделилась директор гимназии. - Правда, стабильно учатся таким образом только дети, которые по медицинским показаниям не могут посещать школу или по другим веским причинам. Совсем недавно в гимназии приключилась беда: тяжело заболела одна наша ученица. Девочка очень талантливая, хочет продолжать учебу, но практически все время находится в стационаре. К сожалению, ходить к ней нельзя, поэтому учится она дистанционно.
У нас есть дети, которые вместе с родителями временно живут за границей, но бросать обучение в гимназии не хотят. Связь с учителями они поддерживают с помощью Интернета. Мы понимаем, что все, что связано с лабораторией, не должно ограничиваться только уроками. В рамках лаборатории у нас возникла школьная телерадиокомпания. Кстати, многие наши выпускники поступают на факультеты журналистики.