Казаки–раскольники
Атаманы Второго казачьего военного отдела ОВКО (Оренбургское войсковое казачье общество – авт.) написали открытое письмо. Получилась жалоба Президенту и премьер-министру России на всё российское чиновничество и на губернатора Челябинской области, в частности. Авторы пожаловались на отсутствие внимания и финансирования со стороны власти. И все сводится к требованию «уберите этот «разложившийся мусор» от управления страной, наведите порядок в российской властной системе». Это послание наполнено пафосом о судьбе России. Размещенное в Интернете, оно вызвало недоумение и массу вопросов. С чего бы вдруг понадобилось атаманам «стрелять из-за угла»?Наверное, хорошо, что эпистолярный жанр казаками не забыт. Но «ругательные» письма дня сегодняшнего, да под самые выборы, больше смахивают на провокацию, подготовленную чьей-то умелой рукой.
Попробуем разобраться, откуда берутся возмутители спокойствия в Верхнеуральском отдельском казачьем обществе Второго отдела.
Засланные станичники
Увельский район и город Южноуральск уже не первый раз засвечиваются на карте активности казаков. Два года назад здесь появился атаман Магнитогорского городского казачьего общества «Станица Магнитная» Денис Котельников. Начиналось строительство второго энергоблока Южноуральской ГРЭС. И Котельников с казачками решил встать на оборону земли – это три с половиной гектара возле шлакоотвала. Сорвать строительство не удалось. Зато «слава» покрыла казаков-засланцев, «пооборонявших казачью землю», кстати, в этом месте непригодную ни для строительства, ни для земледелия. Зачем появились вооруженные магнитогорцы в Увельском районе?
Журналист Владимир Филичкин в аналитическом материале тогда указал на фигуру, которая маячила за спиной Котельникова. Это заместитель атамана ОВКО Константин Крылов, «имеющий многолетний опыт проведения недружественных поглощений и корпоративного шантажа». Еще в 2000 году в челябинских газетах писали: «…бывший директор Верхнеуральского пивзавода Константин Крылов угрозами и деньгами получил на себя и своих людей доверенности от акционеров Троицкого завода безалкогольных напитков».
Через год Крылов пытается с оружием в руках захватить Катав-Ивановский цементный завод. В 2003 году атаман Крылов чуть ли с шашками наголо врывается на Субутакский элеватор Агаповского района. В 2009 году все тот же Крылов разжигает конфликт между пайщиками земли и руководством «Птицефабрики Челябинской». Для пропаганды своих идей Крылов занялся даже выпуском газеты «Крестьянское единство» тиражом в 20 тысяч экземпляров. Призывал к переделу земли.
И вот на этот раз появилось открытое письмо, больше похожее на шантаж. «Если вы не…, то мы, казаки…!»
Неужели все казаки?
Взрывоопасное наследство губернатора
- Казачий народ свободолюбивый. Вольный, но, может быть, излишне доверчивый, иногда наивный. И некоторая часть казаков Челябинской области пошла на поводу у авантюристов, - говорит Владимир Филичкин. - Задолго до того конфликта, который разгорелся между частью казаков и губернатором области, было известно, что Михаилу Юревичу досталось взрывоопасное наследство. При Петре Сумине вопросами казачества занимался малокомпетентный чиновник Валентин Буравлев, который, руководствуясь чиновничьими играми, внес очень серьезный раскол в казачье движение. И в результате всплыла вот эта «пена», которую представляет часть атаманов общества «Станица Магнитная». За свои «подвиги» эти люди, я считаю, не понесли надлежащей ответственности. Они почувствовали силу и начали разыгрывать карту губернатора. Власть надо критиковать. Мы потому и находимся вне власти, чтобы подсказывать ей, когда она ошибается. Но в данном случае это не критика, это очередная попытка шантажа, попытка вырвать у губернатора какие-то преференции, уступки, которые и будут поделены между этими людьми.
Приход нового губернатора к власти совпал с волной повышения активности казачества. Тогда же был создан совет по делам казачества при президенте, который обещал создать на местах рабочие группы для решения главного вопроса – каким быть казачеству России? Появилась рабочая группа и в Челябинске. Здесь же прошел объединительный круг всех казачьих общин. На этом круге присутствовали и верхнеуральцы. Они внезапно заявили, что не войдут ни в какие объединения, будут самостоятельными.
А сегодня Челябинская область представлена этим верхнеуральским войсковым отделом. Буквально на наших глазах свершилось историческое недоразумение. О каком верхнеуральском войске идет речь, не понимает большая часть казачьего общества Южного Урала, оставленная как бы на обочине, без политической поддержки?
Ошибка администрации области, считают казаки, в том, что она не подобрала компетентных людей к руководству рабочей группой. Отсюда – утрата конструктивного диалога с казаками, выбор неверного направления в развитии казачьего движения, которое оказалось в тупике.
Опять смута
- И теперь «верхнеуральцы» вносят смуту в казачье движение, - замечает ответственный секретарь межрегионального общественного объединения «Казаки» Михаил Лонщаков. - И я считаю, что их в дальнейшем не должно быть среди атаманов казачьего сообщества Южного Урала.
В годы, когда вопрос национальной самоидентификации особенно остро взволновал общество, казаки не остались в стороне. На челябинской земле родился реестр, который сейчас активно поддерживается правительством и президентом. Лонщаков был первым реестровым атаманом России. Но и он уверен, сегодняшнее реестровое казачье общество совершенно выглядит не так, как хотели настоящие казаки, когда поднимали вопрос о своем возрождении. Руководитель казачьей миасской группы, активный член казачьего движения Борис Мелехин подал жалобу в Европейский суд по правам человека о нарушении прав казаков на национальное самоопределение.
На сегодняшний день существует две категории казаков - этнические и реестровые. Реестровыми казаками становятся граждане, достигшие 18 лет и заключившие договор о несении государственной и иной службы.
-Так казачество лишено этнической основы, - говорит Борис Мелехин, - А на деле выходит: есть деньги – есть служба. Денег нет – службы нет.
Дело в том, что в конце 80-х, начале 90-х годов возрождение казачества планировалось и фактически создавалось как национальное казачье движение. В свое время верховная власть увидела почему-то опасность в этом явлении. И был выдвинут государственный проект создания казачьего реестра. Но это было прописано очень мягко. В проекте присутствовало много несоответствий с Конституцией РФ. Но под давлением политиков были приняты законы и подзаконные акты, которые дали возможность на сегодняшний день создать и финансировать из государственного бюджета неконституционную сословную структуру казачьего реестра. Сословия у нас отменены еще большевиками. Никто не восстанавливал их. А реестр – это сословие, незаконное.
Реестровые или этнические?
Федеральные чиновники, наобещав горы, сбросили все заботы о реестре на регионы. И здесь губернатор оказался между молотом и наковальней. Как может губернатор нарушать конституцию, финансируя непонятно какую организацию реестровых казаков? Кстати, ее официальная форма – некоммерческая организация. А по закону ее устав утверждает глава администрации, а не круг.
И вот членов этой реестровой организации охватывает идея о всемирном предназначении и даже спасении России. Они хотят заменить собой профессионалов по охране границы и борьбе с бандитизмом и экстремизмом.
Мнение самих казаков о реестровых «воинах»:
«Это собрание странных людей, кричащих: «Любо!». Никаких конкретных действий. С милиционерами пьяных пособирали, раз в год коноплю покосили в парадных мундирах - всё! Как можно проводить военно-патриотическое воспитание в кадетских классах, если там преподают детям бегло-холопскую теорию происхождения казаков? Абсолютно бесполезная организация, не способная ни на что».
- Не состоится государственный реестр, - уверен Михаил Лонщаков, - если не будет в этом проекте этнической основы. Прежде всего, казачья община - этническая. А потом уже по желанию направляются казаки в реестр.
Вопрос этот не может быть решен где-то на конференции, на каком-то круге. Необходимо это сделать в рамках Конституционного суда.
- Стратегическая ошибка, - согласен Борис Мелехин, - что до сих пор не понято: казаки существуют наравне с другими народами.
Принадлежность по крови к казачьему роду установить несложно. Если дед или бабка были казаками, то ты казак. Мы черепа не меряем. А вот реестр построен на мифах, что казаки – беглые холопы, что в казачьем войске было около 40 разных национальностей. Были туземные конные полки, которые формировались по этническому признаку и приписывались к войску как татары, башкиры, так и другие народности.
В известном Законе о репрессированных народах казаки определены как культурно-этническая общность. Но есть закон о национально культурной автономии. Казаки пытались в 2004 году создать автономию, но им запретили. Казаки не прекращают попытки собрать народ на этнической, традиционной, основе. Но, пока среди своих появляются раскольники, благородная цель отдаляется.