Автор: Анастасия Хивинцева

Каких успехов добились челябинские первоклашки в ресурсном классе

В Челябинске с начала учебного года при поддержке министерства образования и науки региона на базе общеобразовательной школы №109 работает ресурсный класс для особых детей.
Каких успехов добились челябинские первоклашки в ресурсном классе
Фото из архива общественной организации "Открытое сердце"

О том, каких успехов за время учебы уже достигли ребята, рассказала инициатор проекта, председатель областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» и мама особого первоклассника Елизавета Кириллова. 

Зачем нужна спокойная атмосфера

«К концу второй четверти наши дети стали выходить на 50 процентов уроков в классы для обычных детей. На мой взгляд, это большое достижение, – говорит собеседница сайта. – По опыту коллег в других регионах, которые реализуют подобный проекты, на адаптацию особого ребенка к школе, формированию у него учебного и социально приемлемого поведения уходит не менее года и только после этого принимается решение о том, что ребенок может выйти на уроки в класс нормы».

IMG_9056.jpg

Фото из архива общественной организации "Открытое сердце"

Сейчас особые первоклашки в сопровождении тьюторов с удовольствием посещают уроки музыки, физкультуры, технологии, изобразительного искусства, а одна из учениц ходит практически на все уроки в обычном классе. Такой результат был получен благодаря командной работе и вовлеченности всех, кто находится рядом с детьми, – тьюторов, учителей, обычных одноклассников и их родителей, и, что самое главное, директора школы. «Очень ценно, что руководитель школы вдохновляет и поддерживает учителей на работу с особыми детьми. И сами педагоги школы №109 – удивительные люди. Им по-настоящему важно, чтобы особый ребенок чувствовал себя на уроках комфортно рядом с обычными одноклассниками. Представляете, учитель по физкультуре первое время спрашивала, не сильно ли у нее громкий голос. Вдруг это может испугать ребенка», - рассказывает Елизавета Кириллова.

y3Uy_rVBy8Y.jpg

Занятия в ресурсном классе. Фото из архива общественной организации "Открытое сердце"

Спокойная атмосфера в таком формате обучения – один из ключевых моментов в период адаптации. Ведь ребенку комфортнее находиться в месте, где окружающие относятся к нему доброжелательно. «Дети считывают отношение к себе, поэтому многое зависит от настроя педагога, – убеждена руководитель «Открытого сердца». – Кроме того, все учителя начальных классов прошли обучение и получили базовые знания в области прикладного анализа поведения, поэтому для них не составит труда правильно среагировать на ту или иную ситуацию. И мы благодарны фонду президентских грантов за возможность такого обучения». 

Чем помогает метод альтернативной коммуникации

Еще один позитивный сдвиг в плане учебы был достигнут благодаря использованию методов альтернативной коммуникации PECS. Одна из учениц ресурсного класса вначале года мало говорила в присутствии незнакомых взрослых, чаще произносила слова, которые были малопонятны окружающим. Сейчас же она обращается с просьбами, проговаривает отдельные слова и ее все отлично понимают. Для общения первоклашки с окружающими был выбран альтернативный способ коммуникации. У ребенка появилась возможность попросить или сказать о том, что она хочет с помощью карточек, проговаривание слов с которых позволило запустить речь на новый уровень. Со временем девочка разговорилась и стала лучше обращаться с просьбами.

После полугода обучения также улучшилось общение между самими детьми. Если в начале учебного года они настороженно относились друг к другу, так как были мало знакомы, то теперь с удовольствием могут играть вместе в подвижные игры или игры по развитию логики. «Мы даже смогли организовать совместный день рождения. Всем классом выехали в центр отдыха», - вспоминает Елизавета Кириллова. И тут же добавляет, что над процессом сближения детей они будут работать и дальше. В ближайших планах – поездка на горнолыжный курорт «Солнечная долина».

4-YZaPudx9E.jpg

Совместный отдых ребят. Фото из архива общественной организации "Открытое сердце"

А одна из мам обычных детей и вовсе поблагодарила инициаторов проекта за то, что ее ребенку выпала уникальная возможность учиться рядом с особыми детьми. «Сейчас у них такой возраст, когда им еще не нужно ломать себя, нет стереотипа, что если человек говорит хуже тебя или отличается внешне, то его надо обойти стороной. Они хорошо относятся друг к другу, - говорит председатель общественной организации. – У сына недавно был день рождения и от класса ему подарили альбом с пожеланиями. Так один мальчик написал в нем: «Лева, ты самый лучший!». Это самое лучшее, что может быть».

Однако главным достижением, по мнению Елизаветы Кирилловой, является все-таки то, что дети наравне с остальными посещают общеобразовательную школу. «Это ценно, когда особый ребенок постоянно живет и учиться среди обычных детей. И речь идет не только о том, что у него есть возможность слышать правильную речь, играть, общаться со сверстниками, - подчеркивает она. – Инклюзивное обучение – это шаг будущее. Потому что, с одной стороны, ребенок привыкает каждый день, как на работу ехать в школу, и мы надеемся, что спустя годы эта привычка поможет ему адаптироваться на работе. А с другой стороны, великое счастье видеть, как твой ребенок с радостью бежит в школу, а его уже ждут там одноклассники. Они кричат ему наперебой «привет», а он им жестом отвечает «Ок». И есть надежда, что, может быть, среди этих ребят окажутся те, кто став взрослыми, останутся его друзьями и не побоятся пригласить особого человека к себе на работу».

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/