Автор: Олеся Горюк

Как уральские реки в годы войны помогали СССР производить боевые самолеты

Южноуральцам предлагают участвовать во всероссийском проекте «Реки Великой Победы».
Как уральские реки в годы войны помогали СССР производить боевые самолеты

Сложно представить, но южноуральские реки были задействованы в производственной цепочке по созданию советских боевых самолетов. Использованы архивный снимок времен Великой Отечественной войны и фотография Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Проект приурочен к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Он  направлен не только на сохранение исторической памяти, но и, в первую очередь, на воспитание бережного отношения современного человека к природным ресурсам. 

Принять участие в проекте достаточно просто: нужно прислать историю на сайты рекипобеды.рф и и на электронный адрес minecochel@mail.ru. обязательно с фотографией вашего предка. Истории будут выложены на сайте проекта и регионального Министерства экологии, а также прозвучат в эфире популярных российских радиостанций. 

сквер победы.jpg В челябинском сквере Победы начались работы по подготовке к 9 мая Читать далее
"Самое время вспомнить о предках, воевавших рядом с водными объектами, или ковавших победу на берегах рек в тылу, — говорит начальник отдела внешних связей Министерства  экологии Челябинской области Марина Дымова. — А в мае отложим ручки, бумагу и гаджеты в сторону, выйдем на берега рек и озер, чтобы собрать там мусор в рамках проекта «Чистая вода». И словом, и делом у населения будет формироваться бережное отношение к водным объектам".

Среди присланных историй рассказов о реках Южного Урала пока нет. А между тем, южноуральцам есть, что рассказать. В Челябинской области более трех с половиной тысяч рек. 17 рек области имеют протяженность более 100 км. Самый крупные из них - Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька и Гумбейка.  По данным историков, водные артерии региона в годы войны активно использовались для жизни в тылу.

"Наши реки снабжали водой городские пруды, на берегах которых когда-то возникали заводы, в том числе металлургические, — комментирует старший научный сотрудник ЮУрГУ, председатель челябинского регионального  отделения российского военно-исторического общества Гаяз Самигулов. — Там производилось оружие для фронта".

В летнее время южноуральские реки были не судоходными, но когда их сковывал лед, по ним шли грузы, которые впоследствии использовались для того, чтобы приблизить наш народ к победе над врагом.
По словам нашего эксперта, транспортными артериями наши небольшие реки — а в регионе из больше трех с половиной тысяч — служить не могли. Однако когда их сковывал лед, там проходили так называемые зимники — дороги, по которым шли сани.

"На санях возили древесный уголь, под который пережигали часть лесов, — рассказывает наш эксперт. — В этой связи вспоминаются, в первую очередь, Увелка, Урал, Ай, Кыштымка и  Юрюзань". 

По данным кандидата исторических наук Владимира Павленко, по вышеназванным рекам сплавлялся не только уголь, но и лес. 

"Лес был нужен для производства фанеры, а фанера шла  на изготовление самолетов, — говорит Владимир Павленко. — Вопреки представлениям обывателя, металла для авиастроения хватало далеко не всегда. Фанера шла на изготовление кабины пилота".

Кроме того, на берегах некоторых водоемов Южного Урала размещались эвакуационные госпиталя.

Ну и, конечно, огромное количество южноуральцев принимали участие в боях за нашу страну, которые происходили в том числе на берегах разных рек в разных странах. И сегодня есть возможность вспомнить и рассказать о тех днях, приняв участие в конкурсе.

Общество