Как уральские реки в годы войны помогали СССР производить боевые самолеты
Южноуральцам предлагают участвовать во всероссийском проекте «Реки Великой Победы».
Сложно представить, но южноуральские реки были задействованы в производственной цепочке по созданию советских боевых самолетов. Использованы архивный снимок времен Великой Отечественной войны и фотография Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Проект приурочен к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Он направлен не только на сохранение исторической памяти, но и, в первую очередь, на воспитание бережного отношения современного человека к природным ресурсам.
Принять участие в проекте достаточно просто: нужно прислать историю на сайты рекипобеды.рф и и на электронный адрес minecochel@mail.ru. обязательно с фотографией вашего предка. Истории будут выложены на сайте проекта и регионального Министерства экологии, а также прозвучат в эфире популярных российских радиостанций.

Среди присланных историй рассказов о реках Южного Урала пока нет. А между тем, южноуральцам есть, что рассказать. В Челябинской области более трех с половиной тысяч рек. 17 рек области имеют протяженность более 100 км. Самый крупные из них - Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька и Гумбейка. По данным историков, водные артерии региона в годы войны активно использовались для жизни в тылу.
"Наши реки снабжали водой городские пруды, на берегах которых когда-то возникали заводы, в том числе металлургические, — комментирует старший научный сотрудник ЮУрГУ, председатель челябинского регионального отделения российского военно-исторического общества Гаяз Самигулов. — Там производилось оружие для фронта".
"На санях возили древесный уголь, под который пережигали часть лесов, — рассказывает наш эксперт. — В этой связи вспоминаются, в первую очередь, Увелка, Урал, Ай, Кыштымка и Юрюзань".
По данным кандидата исторических наук Владимира Павленко, по вышеназванным рекам сплавлялся не только уголь, но и лес.
"Лес был нужен для производства фанеры, а фанера шла на изготовление самолетов, — говорит Владимир Павленко. — Вопреки представлениям обывателя, металла для авиастроения хватало далеко не всегда. Фанера шла на изготовление кабины пилота".
Кроме того, на берегах некоторых водоемов Южного Урала размещались эвакуационные госпиталя.
Ну и, конечно, огромное количество южноуральцев принимали участие в боях за нашу страну, которые происходили в том числе на берегах разных рек в разных странах. И сегодня есть возможность вспомнить и рассказать о тех днях, приняв участие в конкурсе.