Автор: Анастасия Хивинцева

Как учатся на «дистанте» особенные челябинские первоклашки

Челябинские школьники второй месяц на «дистанте». За это время у ребят из ресурсного класса общеобразовательной школы №109 появились новые навыки, а учителя пополнили свою педагогическую копилку.
Как учатся на «дистанте» особенные челябинские первоклашки

Ребята успешно взаимодействуют с помощью интернет-коммуникаций. Фото предоставлено организацией "Открытое сердце"

В чем секрет такого результата рассказала организатор проекта «Ресурсный класс в общеобразовательной школе» г. Челябинска», председатель областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» и мама особенного первоклассника Елизавета Кириллова. 

В центре внимания дети

По ее словам, как только стало известно, что школьников переводят на онлайн-обучение, они вместе с директором школы Светланой Николаевной Аникиной тут же начали решать организационные и методические вопросы. Первым делом была протестирована программа zoom и проведены консультации родителей.

- Для наших детей важно, чтобы процесс обучения сохранял привычный формат: знакомые задания, педагоги, к которым привыкли дети.Новый формат учебы и новый материал - это большой стресс для любого ребенка, - рассуждает Елизавета Кириллова. - Решили закрепить пройденный материал, но в новом формате.

photo_2020-05-07_10-14-25 (2).jpg

Педагоги выработали новые навыки. Фото предоставлено организацией "Открытое сердце"

Внимательно изучив расписание уроков, специалисты сошлись во мнении, что акцент в обучении нужно отдать тем предметным областям, которые закрепляются в повседневной жизни особых первоклассников. При обучении особых детей это особенно важно. Оставили такие предметы как русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство. Сохранили в расписании коррекционно-развивающие занятия, которые включают развитие мелкой моторики и речи.

Когда дети привыкли к новому формату, тьюторы подключили педагогический креатив. Так, стали использовать анимированные презентации. Например, когда ребенок выполняет правильно задание, на экране появляется любимый герой мультфильма, который его хвалит. Такой формат подкрепления используется индивидуально: для одного ребенка после одного правильно выполненного задания, у другого после серии заданий. Это сохраняет мотивацию к обучению.

- Нам было легко начинать «дистант», потому что дети находились на каникулах и успели за это время соскучиться по педагогам. Сильная сторона проекта в том, что тьюторы прошли специальную подготовку в области прикладного анализа поведения, практические стажировки и научились быть для детей очень значимыми. Каждое занятие у ребят вызывало сильный эмоциональный отклик, - уточняет Елизавета Кириллова.

Чтобы «дистант» оказался успешен, важно заинтересованное участие в процессе обучения ребенка и со стороны родителей.С каждой семьей удалось выстроить диалог, и родители довольны, как организован учебный процесс на «удаленке».

- Педагоги индивидуально готовились к занятию с каждым ребенком. Вариант выкладывания заданий в соцсети не рассматривали, - вспоминает куратор проекта. – Так и обеспечили индивидуальный подход к каждому ребенку, а родители получили поддержку и понимание.

 

Строгое соблюдение правил

Не обошелся «дистант» особенных первоклашек и без трудностей. Если тьюторы прошли специальную подготовку, то близкие такого профессионального обучения не проходили.

- Первое время, у родителей было больше эмоций, чем у педагогов. И эмоции, естественно,разные: и радость за успехи, и огорчения, когда ребенок не все понимает, - комментирует руководитель «Открытого сердца». - Но любые эмоции, которые взрослый показывает после поведения, это поведение закрепляют.

photo_2020-05-07_10-14-26.jpg

Учеба приносит детям положительные эмоции. Фото предоставлено организацией "Открытое сердце"

Специалисты провели отдельную встречу с родителями и попросили их быть более сдержанными. Также родители не должны повторять задание педагога, так как ребенок из-за этого приучится выполнять его не с первого раза.

Кроме того, было проговорено,как родитель может поддержать мотивацию ребенка к обучению в домашних условиях. Так, все значимое для школьника должно быть под контролем у взрослого: планшет, любимые игрушки. И давать их стоит ребенку не по любой просьбе, а за выполнение разных заданий. Важно, чтобы ребенок понимал, что ситуацией управляет взрослый. В школе у педагогов все под контролем, а в семье возможны различные варианты. В таком случае с детьми заключается поведенческий договор. Ребенок постепенно привыкает к правилам, важное условие - они должны быть четкими!

- Нельзя сегодня их соблюдать, а завтра - нет. Как только нарушаешь правила – поведением ребенка становится сложнее управлять, потому что он перестает доверять, - акцентирует собеседница сайта.

           

Точная работа и тщательная подготовка

Однако внимание специалистов уделялось не только родителям, но и, безусловно, детям. Так, им пришлось работать со сложным поведением у мальчика с ранним детским аутизмом. Дело в том, что этот ребенок нуждается в высокой физической нагрузке, а на самоизоляции мальчик не может посещать любимые и столь необходимые секции по плаванию и конному спорту.Смена привычного ритма жизни стала проявляться в нежелательном поведении ребенка. Организатор проекта подключила супервизии «Центра проблем аутизма» и, проанализировав поведение, специалисты разработали стратегию работы с ребенком дома. Они рекомендовали разнообразить мотивационные поощрения, подобрать серию занятий для самостоятельной деятельности, добавить физкультминутки, хвалить ребенка за хорошее поведение. Все это намного улучшило ситуацию.

photo_2020-05-07_10-14-25 (3).jpg

Стратегию работы с ребенком дома разработали специалисты. Фото предоставлено организацией "Открытое сердце"

- Дополнили и формат обучения этого мальчика. Чтобы поддержать мотивацию к учебе, искали факторы из повседневной жизни, которые имеют значение для ребенка.При формировании навыков диалога в анимированной презентации «прятали» за предметами любимый фрукт мальчика - банан – и он с особым интересом начал задавать вопросы. Вообще «дистант» требует очень точной работы и тщательной подготовки. Достойные результаты в обучении особых детей получаются, когда работа идет с учетом их индивидуальных особенностей. Должна быть детально проработана структура урока, материал, поощрения, стратегия действий с поведением, которую необходимо знать и педагогам, и родителям, - подытоживает Елизавета Кириллова. 

***

Организация дистанционного обучения в период пандемии коронавируса показала в очередной раз, что качественное обучение детей с особыми образовательными потребностями можно организовать индивидуально. Однако это возможно только в том случае, если используются современные технологии прикладного анализа поведения в сочетании с детально проработанной индивидуальной образовательной программой и тщательной подготовкой специалистов, которые умеют не только учить, но и формировать учебное поведение.

- Опыт, который наработан на площадке ресурсного класса, станет основной для центра инклюзивного образования, решение по открытию которого принято на уровне губернатора Челябинской области в марте этого года, - считает руководитель «Открытого сердца». - С появлением такого центра у нас будет возможность организовать дистанционное обучение в случае необходимости для большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Но мы надеемся работать больше в живом формате: открывать новые классы, обучать педагогов, консультировать родителей. Главное – сделать так, чтобы помочь особым детям стать самостоятельными насколько это возможно. Первый шаг в эту сторону сделан.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/