При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Как археологи узнали, что самая древняя колесница появилась на Южном Урале

Доказательствами этого служит наличие особых элементов конской упряжи, облегченного колеса, а также большого количества петроглифов – изображений колесниц.
Как археологи узнали, что самая древняя колесница появилась на Южном Урале
Одна из моделей древней колесницы, изобретенной на Южном Урале, установлена в аэропорту имени Курчатова. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Одна из моделей древней колесницы, изобретенной на Южном Урале, установлена в аэропорту имени Курчатова. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Об этом рассказал на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс» Иван Семьян, руководитель центра исторических проектов «Археос».

- В прессе слова ученых интерпретируются по-разному: начиная от утверждений, что колесо было изобретено на Урале, до предположений, что первичность нашей колесницы – лишь научная гипотеза. Что же на самом деле открыли южноуральские археологи? – задал вопрос ученому корреспондент Полит74.

Иван Семьян отметил, что в разных регионах страны находились древние колесницы в разной степени сохранности. На Южном Урале и в северном Казахстане есть 27 известных погребений, где можно понять габаритные параметры колесниц.

ofocgsn1oZE.jpg

Иван Семьян рассказывает о модели колесницы губернатору Алексею Текслеру. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

- Не стоит думать, что колесница – только сама деревянная повозка. Важным маркером являются щитковые псалии – детали конской упряжи, аналог трензеля – нащечники, которые давили на щеки лошади. Псалии сложны в изготовлении. Они вырезались из рога или кости. Их использование требует долгой работы с лошадьми, которых надо приучать. Нет смысла использовать таких животных в логистических целях для перевозки грузов – мягкая узда, кожаный ремень позволяют свободно ими управлять. Псалии же повышают управляемость. Это актуально в случае резкого маневра – состязательного или боевого, когда важен каждый сантиметр, и реакция лошадей должна быть острой.

Второй важный элемент – легкое колесо. Археологически колеса со спицами, найденные у нас, самые древние. Есть изображения колесниц на древнем Востоке, появившиеся в схожее время. Но там все сложно с датировками. Для нашей территории есть большая серия радиоуглеродных дат, мы знаем, что это рубеж 3-2 тысячелетия до нашей эры. У коней древнего Востока не было псалиев. Колесница – это целый комплекс: обученные лошади, упряжь, оружие воина-колесничего. Все эти элементы мы видим в погребальном материале, обнаруженном на Южном Урале, - поясняет ученый. .

Еще один аспект, о котором упомянул ученый, петроглифы – древние изображения колесниц, которые были найдены в Казахстане, на Алтае, на Южном Урале, в Монголии. Изображения точно датированы бронзовым веком. Древние художники хорошо знали, что они изображают, и все детали колесниц можно разглядеть.

Напомним, Иван Семьян руководит лабораторией экспериментальной археологии, где воссоздаются древние предметы и ремесла. Археологи уже создали и испытали модели древних южноуральских колесниц. Теперь они хотят проверить, как возничим удавалось одновременно управлять колесницей и стрелять из лука.

Одна из моделей древних колесниц, воссозданных южноуральскими археологами, находится в аэропорту Челябинска. Вторая передана на хранение в мультимедийный музейный комплекс «Россия – моя история».

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Наказание молчанием
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/