Готовы ли южноуральские вузы к новой «удаленке»
Министерство образования РФ рекомендовало регионам, в которых наблюдается сложная эпидемическая обстановка, принимать решение о переводе вузов на дистанционное образование. В Челябинской области пока такой необходимости нет, однако не исключено, что такая необходимость может возникнуть.Южноуральские студенты и преподаватели уже отработали технологии дистанционного образования. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск").
В рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска» мы выясняли, с какими трудностями сталкивается сфера профессионального образования при переходе на дистанционку, и как их можно минимизировать.
«Профессор, как и слесарь отвечает за содержание, а не за инструментарий»
Галина Казакова, доктор культурологических наук, профессор, эксперт Высшей школы экономики:
Галина Казакова обращает внимание на трудовое законодательство. Фото из личного архива
А теперь о проблемах, чтобы авангард не оторвался от «обоза». Трудовое законодательство предполагает, что работодатель обязан обеспечить работнику его рабочее место. Сейчас для профессорско-преподавательского состава — это компьютер определённых характеристик, видеокамера, наушники, микрофон... И работодатель обязан обучить работника. Очевидно, что необходимо субсидирование вузов на данные цели: профессор отвечает за содержание образования, в т. ч. его дистанционной формы, но никак не за инструментарий. Слесаря—станочника ведь не обязывают приобретать станок с ЧПУ для выполнения своих трудовых обязанностей! Поэтому государству и вузам за счёт бюджетных или внебюджетных средств необходимо озаботиться выполнением трудового законодательства и при новой форме трудовой деятельности, каким стало дистанционное образование».
«Разумно переводить лекции на удаленку, разобщая студентов»
Юрий Болдырев, руководитель штаба Челябинского областного студенческого отряда имени П.И. Сумина:
Юрий Болдырев отмечает, что сегодня дистант не даст необходимой социальной дистанции в среде студентов. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Во-вторых, мы должны понимать, что, освободив студентов от управляемой нагрузки в рамках процесса обучения, нам не стоит надеется, что молодые люди будут сидеть весь день дома перед компьютером и никуда не выходить. Они пойдут в кафе, бары, будут гулять по улицам, ходить в кинотеатры, собираться и общаться. Это, конечно, какой-то промежуток времени поддержит экономику, но соблюдения социальной дистанции, ради чего это все в идее должно делаться мы не добьемся, потому что это будет совершенно неуправляемый процесс.
На мой взгляд, необходимо более ответственно относится к соблюдению мер предосторожности, масочному режиму, дистанцированию, которое возможно организовать и контролировать в рамках вуза… Если все это и другие существующие требования будут выполняться и студентами, и преподавателями, то тогда очаговых вспышек нам будет удаваться избегать, а одиночные случаи можно будет диагностировать на подступах к учебным аудиториям, например, замеряя температуру у всех входящих. Насколько мне известно, в большинстве южноуральских вузов все эти требования соблюдаются. Таким образом, мы получаем более управляемую ситуацию, чем в случае, когда студенты будут предоставлены сами себе.
Кроме того, в случае появления очагов в наших вузах уже используется практика перевода на дистант отдельных групп. Основная сложность при переводе на дистанционное образование, как мы уже сейчас понимаем, состоит в том, чтобы перестроиться на новый формат работы и студентам, и преподавателям, и организаторам учебного процесса. Очень важно с организационной точки зрения все это выстроить без потери качества образования. Кстати, отключение одной группы из процесса, на мой взгляд, это даже еще более сложная история для вуза. Приходится кроить под них все расписание, ведь у преподавателей не всегда есть техническая возможность включиться в онлайн в определенное время для определенной группы. Это зависит от многих факторов — от его локации, от работы в других группах и на других курсах. Хотя мы можем отметить, общаясь со студентами, что в настоящий момент большинство челябинских вузов с этими организационными моментами справляются. Они развивают свои электронные площадки, и сегодня можно констатировать, что за последние полгода дистанционные технологии вышли на куда более серьезный уровень, чем тот, в котором они пребывали до начала пандемии.
Мне кажется, очень верным, что некоторые наши вузы приняли решение перевести в дистанционный режим лекционные занятия. Лекция – это все-таки большая поточная история, там собираются ребята, которые, если можно так сказать, не обладают одной микрофлорой, потому что они не учатся ежедневно вместе. Поэтому совершенно разумно переводить лекции на удаленку, разобщая таким образом потоки студентов. Что касается занятий в группе, то это коллективы небольшие, там очень быстро можно обратить внимание на состояние здоровья человека и пресечь контакты. При этом вузы должны призывать своих студентов и преподавателей не геройствовать, и, если у них появляются симптоматика, оставаться дома».
«Нужна единая обучающая онлайн-платформа для всей страны»
Евгений Маклаков, руководитель проекта PR-дозор:
Евгений Маклаков, что система уже адаптировалась к дистанту. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Я считаю, что перевод вузов на дистанционное обучение должен проводиться после тщательного анализа ситуации с количеством заболевших и учитывая все «за» и «против» такой формы обучения. Отмечу, что практика работы на дистанте у многих вузов уже есть, есть наработанные технологии, разработаны нужные документы и не думаю, что трудности серьезно скажутся на качестве подготовки. С весны многие фактически уже адаптировались к дистанту и все возникающие проблемы решаются в рабочем порядке.
По моему мнению есть две главных проблемы, которые сейчас стоят перед всеми высшими учебными заведениями, особенно техническими и медицинскими — это проведение практических и лабораторных занятий, требующих специального оборудования. И, конечно, удаленная защита выпускных дипломных работ. Видимо нужны будут особые регламенты и т.п. Однако я уверен, что сложившаяся ситуация простимулирует скорейшее появлению единой обучающей онлайн-платформы для всей страны или нескольких региональных платформ, которые будут облегчать дистанционное образование».
«Решение о переходе на дистант несколько запоздало»
Рифат Абдрашитов, заведующий Центром культурно-просветительских программ Челябинской областной универсальной научной библиотеки:
Рифат Абдрашитов называет главную сложность дистанционного образования в отсутствии практикумов. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
В целом, переход вузов на дистанционное образование, как мне кажется, уже не доставит особых проблем, технологии они отработали в апреле-мае. Главная проблема — сохранить должный уровень подготовки специалистов, особенно прикладных профессий, понять, как восполнить отсутствие практикумов и лабораторных».
«Очка и дистант — это разные вещи»
Андрей Лавров, кандидат философских наук, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций:
Андрей Лавров говорит, что нельзя работать на дистанте по лекалам очного образования. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")
Но это ВУЗ, в нем, если не хочешь, то и не надо, пошел куда подальше. В школах вроде как положено по-другому. Там типа учить надо всех и всему. Но не исключено, что ситуация подтолкнет и наших детей перевести на дистант. Только тогда и мозги наших чиновников от минобра надо туда же перевести. Мы то в ВУЗах ладно, со студентами сами договоримся, как, когда и что, они люди взрослые. А вот у школьных учителей такой свободы нет. А перестраивать весь учебный процесс под дистант надо. И немедленно. Потому как пока там полная калька с очного образования. А сейчас мы видим, что это бред.
Отсюда несколько ненавязчивых предложений к нашему минобру:
1. Все эти физкультуры, труды (тьфу технологии), считаю нужным, отменять.
2. Освободившиеся часы отдать на другие предметы — литературу, математику, физику и т.д.
3. Уроки ставить блоками по предметам по 2-3. С перерывами, разумеется. Иначе дети даже врубиться и сконцентрироваться не успевают. Даже я своим студентам ставлю по две пары.
4. Кроме того, все эти загруженные в программу олимпиады, праздники и прочие патриотическо-воспитательные мероприятия тоже отправлять в корзину, не до них сейчас.
5. И наконец. Нужно обеспечить максимум творческих заданий. Я, например, заставил всех своих студентов писать эссе на несколько страниц по прочтенным текстам Платона, Аристотеля, Августина и Макиавелли. Результаты плачевны. Они не умеют писать. Их не этому учили, а к ЕГЭ готовили. На мой взгляд, эти предложения смогут немного сгладить тот негативный эффект, которое наше образование может получить от дистанта».