Эксперты рассказали, как привлечь молодёжь в науку
Конкретные способы в своей авторской колонке называют Светлана Нечаева, заместитель директора по научной работе Челябинского филиала Президентской академии и Дарья Богданова заведующий лабораторией прикладной политологии и социологии.
Фото Людмилы Ковалёвой (архив Южноуральской панорамы)
8 февраля традиционно отмечается День российской науки и в это время принято подводить итоги за прошедший год, выявлять и поощрять самых эффективных, строить прогнозы.
Челябинская область – регион с высоким научно-технологическим потенциалом, в котором реализуются флагманские научные проекты. Но все достижения начинаются с вовлечения молодежи в сферу науки, через системную совместную работу 27 вузов, научных организаций и соответствующих подразделений органов власти и организаций промышленного производства.
Что же происходит в молодежной, в частности в студенческой науке? Создана стройная система вовлечения семей с детьми, школьников, студентов и аспирантов в научные исследования.
Например, Российский научный фонд не только с достаточной периодичностью объявляет конкурсы для молодых ученых, но и заявки на практически все остальные конкурсы не принимаются, если в составе коллектива нет минимум 50 % молодежи, что объективно стимулирует солидных ученых к «взращиванию» талантов в среде аспирантов и студентов.
Помимо этого государство, активно мотивирует молодежь к научным исследованиям. Например, стипендиями Президента Российской Федерации - успешные студенты, курсанты и слушатели, обучающиеся по образовательным программам высшего образования поощряются с 90-х годов, но в соответствие с Указом Президента РФ № 1106 от 25.12.2024 года размер стипендии с 1 сентября 2025 года увеличился до 30 000 рублей.
Таким образом, мотивация студентов, выдающиеся успехи которых в учебе и научных исследованиях подтверждены дипломами, являющиеся авторами открытий, изобретений, научных статей и т.д. значительно простимулирована (размер стипендии увеличился более чем в 10 раз!)
Те студенты, которые выбирают формат своей выпускной квалификационной работы в виде стартапа имеют возможность получить поддержку федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Так выпускница Челябинского филиала Президентской Академии Баурина Полина получила грант в размере 1 000 000 руб. на реализацию проекта (руководитель ВКР – заявки Терещук Е.А.) в 2024г. Point VR education в направлении Цифровые технологии в рамках конкурса «Студенческий стартап» (IV очередь).
Стоит сказать, что 2025г. студенческое научное общество Челябинского филиала Президентской Академии отметит свое 20-летие и если проследить карьерные траектории наших экс-председателей, то далеко не все пошли в науку, но успешными управленцами, бизнесменами и предпринимателями с креативным мышлением стали все!
Приведем несколько социально-профессиональных характеристик наших лидеров студенческой науки: 2 трети – это девушки, будущие юристы или менеджеры ГМУ, успешны не только как организаторы, но и личными карьерными достижениями, семьями. А из самых ярких проектов, которые члены СНО реализовали за 20 лет: издавали собственную профессиональную газету, принимали участие в составе временных научных коллективов в реализации НИР и грантов, дебатировали на турнирах и дискуссионных площадках, получали международные и российские стипендии, становились победителями и призерами солидных конкурсов, осуществляли научный туризм.
Научное общество учащихся Челябинска – пример успешного синтеза исследовательских традиций и инноваций, институциональная форма, шагающая в ногу со временем и успешно встречающая его вызовы. Это один из ключевых секретов, по нашему мнению, в успешно выстроенной коммуникации в научно-исследовательской сфере.
Так, например, стоит обратить особенное внимание на взаимодействие НОУ с вузами Челябинской области при подготовке и проведении конкурса «Интеллектуалы XXI века», ориентированной на развитие у школьников навыков исследовательской деятельности – самостоятельного поиска знаний и умений творчески подходить к решению различных задач. И отраслевая специализация вузов реализуется и через функционал наставничества, и через подбор экспертов для проверки исследовательских работ школьников.
Вовлечение в исследовательскую деятельность как школьников, так и студентов особо мотивируется, если темы исследований касаются лично твоей истории или решения социально-экономических проблем территории, в которой ты живешь. А создаваемые цифровые технологии позволяют сделать исследовательский процесс увлекательным.
Из новых интересных цифровых сервисов презентуем каталог мер поддержки школьников, студентов и аспирантов «Наука со школьной скамьи», запущенный на Science-ID в конце 2024 года при поддержке Координационного совета и Минобрнауки России.
Объединенный государственный архив Челябинской области проделал огромную работу по оцифровке документов, их систематизации и размещению баз данных на своем сайте. Особенно актуальные в 2025г. исследования, посвященные Великой Победе, представлены в таких цифровых коллекциях как: «Эвакуированные», «Тракторостроители», «Награды Родины», «Трудармейцы», «Рассекреченные документы», а также виртуальные выставочные проекты, разработанные с использованием интерактивных сетевых инструментов: «Челябинская область во второй мировой войне», «Дорогой чести и отваги». «Боевой путь 63-й челябинской танковой бригады», «90 лет Челябинской области. Опорный край державы» и другие.
На 8 февраля запланирован Первый всероссийский научный диктант «Наука во имя Победы», посвященный Дню российской науки и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне Организаторы приглашают пройти диктант и прокачать свои знания о вкладе ученых в Победу. Присоединяйся!