При поддержке Гранада Пресс
Автор: Анастасия Хивинцева

Екатерина Мень: Ресурсный класс в Челябинске - это рояль, вокруг него надо создать оркестр

В Челябинске будут заниматься вопросами инклюзивного образования на новом уровне. Власти и общественники объединились ради одной цели - в Челябинской области  должно быть как можно больше ресурсных классов.
Екатерина Мень: Ресурсный класс в Челябинске - это рояль, вокруг него надо создать оркестр
Эксперт постоянно находится на связи с южноуральскими общественниками. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Эксперт постоянно находится на связи с южноуральскими общественниками. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

К такому выводу пришла президент «Центра проблем аутизма», член экспертного Совета по организации образования лиц с расстройством аутистического спектра при министерстве образования РФ Екатерина Мень, которая побывала с рабочим визитом в столице Южного Урала. 

- Екатерина Евгеньевна, вы были в Челябинске прошлой весной. Что-то изменилось в нашем городе за это время?

- Дело в том, что мы постоянно находимся на связи с председателем Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизаветой Кирилловой, поэтому я всегда в курсе происходящего в вашем городе.

Безусловно, из-за пандемии некоторые решения, касающиеся инклюзивного образования, пока пришлось заморозить. Однако меня радует, что двигатель инклюзии из «Открытого сердца» и все, с кем взаимодействует эта инициативная организация, не сидели сложа руки. Ими проделана колоссальная работа.

Самое важное, что я отметила для себя, - это желание представителей власти системно и основательно вникнуть в проблему и разобраться в ней. Они увидели, насколько ценно для обычных детей, когда особенные дети находятся среди обычных сверстников. Для особых детей это право, которое им дается с рождения, а не просто каприз родителей. Обычные дети получают огромный социальный опыт, который дает невероятный эффект, когда они вырастают. Они умеют лучше договариваться, гораздо терпимее к коллегам с особенностями развития, легче принимают человеческое разнообразие и успешнее в бизнесе.

DSC02420.jpg

К решению проблем инклюзии подключились власти. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- Приятно слышать, что к решению проблемы подключились власти. Кстати, как прошла ваша встреча с ними?

- Не буду останавливаться на формальной части, поскольку на публичном мероприятии всегда озвучиваются наиболее оптимистичные планы. Куда важнее неформальное общение. Пообщавшись с первым заместителем губернатора Ириной Гехт, первым заместителем главы города по социальному развитию Сергеем Авдеевым и председателем комитета по делам образования Светланой Портье, я поняла, что регион и особенно Челябинск готов и открыт к работе в направлении инклюзивного образования на качественно новом уровне.

- Знаю, что вашего приезда очень ждали родители особенных детей…

- И я тоже очень хотела с ними увидеться! На мой взгляд, у вас в регионе пышно расцвела родительская инициатива. Многие из тех, кто присутствовал на встрече, прошли специальное обучение и у нас и в «Открытом сердце» и понимают, чего они хотят. У них сформирован четкий заказ на образовательный процесс. Они знают, чего именно не хватает на местах и что требуется внедрить. Если их запрос будет удовлетворен, им не придется куда-то ездить, их дети смогут получать образование рядом с домом.

- Тем не менее, нашим общественникам порой все-таки требуется поддержка старших товарищей.

- Не без этого, хотя у вас в области очень сильные НКО. Мы всегда готовы оказать поддержку любому обратившемуся. Более того, за каждой площадкой закреплен определенный куратор. Однако важно, чтобы и в самом регионе было свое место силы, так как у каждой территории своя специфика и свои тонкости.

Знаете, за что я люблю Челябинскую область? У вас есть такое место силы, есть хорошая площадка - ресурсный класс на базе общеобразовательной школы №109, в создании и настройке которого очень активно участвовали родительская организация «Открытое сердце». Ведь с его появлением директора других школ могут приехать в эту образовательную организацию и решить ряд административных вопросов, а будущие тьюторы - пройти стажировку. Кстати, такая работа уже ведется в этом учебном году благодаря поддержке гранта губернатора.

Инклюзия предполагает инновации, а значит неизбежна модернизация учебного учреждения.

DSC03134.jpg

Екатерина Мень на встрече с родителями особых детей. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)


-На ваш взгляд, какие форматы ресурсных центров могут быть?

- Это может быть формат ресурсного центра на базе НКО. Даже в небольшом учебно-методическом пространстве можно проводить семинары. Важно другое – должна быть сильная команда. Ведь ресурсный класс – это рояль, который стоит на трех ногах: одна – это НКО, другая – родители, третья – администрация школы. У вас же все это есть! Так почему вокруг этого рояля не создают оркестр? Я не вижу никаких причин для того, чтобы откладывать его появление.

- Получается, что школа №109 является одним из современных учебных учреждений в области?

- Безусловно, математические традиции, которые сложились в Челябинске, известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Однако сейчас речь не об этом.

Мне известно, что руководство одной из спортивных школ олимпийского резерва приняло предложение «Открытого сердца» подключиться к проекту по ресурсным классам. Это очень радует. Ведь спорт – это один из важнейших каналов социализации особенных детей.

- Что пожелаете «Открытому сердцу» и родителям, которые пытаются добиться того, чтобы их дети учились в обычных школах?

- Если нужен универсальный ответ, он такой: важно, чтобы во всем соблюдался баланс и все стороны всегда были готовы к диалогу и конструктивным действиям в интересах детей.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/