При поддержке Гранада Пресс
Автор: Екатерина Самойловских

Детский психолог Евгения Третьякова: Как научить ребенка справляться с неудачами

Многие родители сталкивались с такой ситуацией: ребенок 4-6 лет стремится быть впереди всех в бытовых ситуациях и слишком эмоционально реагирует на неудачи, с которыми рано или поздно сталкивается — ведь невозможно постоянно первым заходить в комнату. Детский психолог Евгения Третьякова объясняет, чем может быть вызвано такое поведение и как правильно себя вести взрослым. А еще — в чем польза детских истерик и почему, когда ребенок шлепает себя по лбу, родителям стоит насторожиться.
Детский психолог Евгения Третьякова: Как научить ребенка справляться с неудачами
По словам психолога, самооценка ребенка формируется с 4 до 6 лет. Фото Вячеслава Шишкоедова (из архива "Южноуральской панорамы")
Виноваты взрослые?

— Откуда у маленьких детей появляется желание во всем быть первыми, даже в тех ситуациях, где соперничество неуместно?
— Причиной такого поведения может быть личный пример мамы и папы: как они реагируют на ошибки, слабости, какие у них ожидания от ребенка. Играют роль не только наши слова, но и наши ожидания, дети легко их считывают на эмоциональном уровне. Если взрослые вслух говорят, что ошибки — это нормально, а сами не умеют ошибаться и предъявляют высокие требования, дети это чувствуют.

— Не подливают ли масла в огонь сравнения сына или дочки с другими детьми?
— На самом деле, любые сравнения нежелательны. Похвала в превосходной степени из серии «ты лучший, ты самый хороший» может навредить не меньше, чем критика. Ребенок понимает: «у родителей есть ожидания относительно меня и я должен им соответствовать, должен быть лучшим», но истина в том, что малышам следовать этим критериям крайне сложно.

Последствия «достигаторства»

— Некоторые считают, что стремление к любым победам нужно поощрять, ведь оно закаляет характер и может пригодиться во взрослой жизни. Так ли это?
— Родители часто приводят такой аргумент. Но последствия перфекционизма, ставшего чертой характера, плачевны и могут негативно проявиться в будущем. В режиме «достигаторства» человек перестает контактировать со своими желаниями, чувствовать, чего хочет на самом деле и просто пытается быть лучше других и всем нравится. Бесконечная гонка не позволяет наслаждаться жизнью и быть счастливым. Такое поведение может привести к проблемам со сверстниками, вызвать агрессию к тому, кто лучше и даже стать причиной невроза. Если мы постоянно внушаем ребенку мысль, что первым быть классно, то его неминуемо ждет разочарование. Невозможно быть лучшим во всем.

— Так как же правильно вести себя родителям?
— Нет простого и короткого решения, вроде «скажите два слова, и все станет хорошо». Первое, и главное, что нужно сделать маме и папе — честно ответить себе на вопрос: «Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок был первым? Почему я транслирую ему такую модель поведения?». Не возникает ли «условная любовь», когда ребенок ощущает, что взрослые его любят и одобряют его поведение только тогда, когда он лучше всех? Не пытаются ли родители реализовать в ребенке то, что у них не получилось?
Нужно постоянно разговаривать с детьми, с самого маленького возраста. Важен личный пример, а не лекции про то, как правильно себя вести. Поделитесь своим опытом, приведите примеры из своей жизни, когда что-то не получалось. Когда играете с детьми, показывайте им разные модели поведения в случае неуспеха. Ребенок должен увидеть, что можно по-разному реагировать на проигрыш.
Обсудите с ребенком, какими качествами обладает настоящий лидер. Это человек с твердой позицией, независимым мнением и чувством ответственности за других. Едва ли тот, кто боится быть хуже всех, подходит под это описание. Наоборот, у него нет уверенности и твердой самооценки, которые позволяют человеку быть лидером.

Прожить эмоции

— Почему дети порой слишком эмоционально реагируют на ситуации неуспеха?
— Истерики случаются у 99% детей, и всех родителей это напрягает. Мы не совсем понимаем, как устроена детская психика. Почему-то никто не требует от малыша умения завязывать шнурки или ходить с самого рождения. Взрослые терпеливо всему учат. Ждать от 4-летнего ребенка, что он должен внять нашим логическим аргументам и быстро успокоиться немного глупо. У детей возбуждение преобладает над торможением, особенно у тех, чей темперамент более подвижен. Они почувствовали что-то и сразу эмоционально среагировали. Самоконтроль постепенно формируется лишь к 20-23 годам.

— Как утешить малыша?
Психологический рост и развитие происходят тогда, когда ребенок столкнулся с проблемой, расстроился, разозлился, пережил и принял неизбежность. Да, в этом мире невозможно быть лучше всех и всем нравиться. Истерики как раз помогают прийти к этому осознанию.
Не стоит говорить пятилетке, что плакать стыдно. Попытками быстро пресечь истерику мы не помогаем психологическому созреванию. Лучше просто быть рядом и поддерживать малыша, проговаривать, что он чувствует: «Ты очень расстроен» или «Ты разозлилась», чтобы ребенок постепенно научился выражать эмоции словами. Важный момент: не нужно спрашивать «Что с тобой? Ты расстроился?», такие вопросы еще больше усиливают истерику. Ребенок не понимает, что с ним, ему просто плохо. Задача взрослого — объяснить ему, что с ним происходит что-то нормальное. Можно сказать так: «С тобой все хорошо, ты сможешь с этим справиться». Когда ребенок научится принимать факт, что иногда что-то не получается, истерики закончатся.

Срочно к психологу!

— Евгения, вы подробно рассказали о том, как родители могут сами помочь ребенку. А в каких случаях проблему может решить только специалист?
— Я бы порекомендовала в любом случае посетить психолога, чтобы получить обратную связь и удостовериться в том, что все хорошо.
Но если есть тревожные звоночки, то к психологу нужно обратиться незамедлительно. Например, стремление к лидерству сопровождается страхами: ребенок стал плохо спать, боится оставаться один. Должна насторожить и аутоагрессия: малыш начинает себя бить, когда сделал что-то не так, грызть ногти, кусать губы до крови, вырывать брови или появились другие невротические привычки. Аутоагрессия не всегда выглядит так страшно: малыш может «в наказание» хлопнуть себя по лбу, когда сказал что-то не то. Но это уже может означать, что начались проблемы с самооценкой. 4-6 лет — возраст, когда она формируется.
Еще один повод получить консультацию психолога — непонимание взрослых, что происходит. Вроде делаете все правильно, а болезненное стремление к лидерству не проходит. Изнутри систему не видно, поэтому именно психолог со стороны поможет разобраться с ситуацией.

Партнерские СМИ