Чиновники-вымогатели не дают развиваться туризму в Челябинской области

20.11.2019 08:05 Автор: Сергей Иванов Чиновники-вымогатели не дают развиваться туризму в Челябинской области

Сдерживающие факторы развития туристической отрасли на Южном Урале перечислил Олег Сиротин, президент Национального парка спорта, туризма и активного отдыха «Тургояк».

— Олег Юрьевич, недавно состоялось заседание Экспертного клуба Челябинска, посвящённое туризму как драйверу экономического развития Челябинской области. Вы не смогли принять в нем участие, но всё-таки очень хотелось бы узнать Ваше мнение по этой теме. Ведь «Солнечная долина» – пожалуй самый масштабный проект туриндустрии нашего региона, современный горнолыжный курорт, построенный буквально «с нуля». И первый вопрос – перспективен ли вообще туризм в Челябинской области? Понятно, что мы не сравниваем себя с Сочи, Крымом, Москвой и Санкт-Петербургом, но есть скептики, которые утверждают, что нам никогда не догнать и Карелию, Алтай, Байкал или Камчатку.

 

— Я развиваю свой туристический бизнес уже 18 лет, закрыв проекты в других направлениях, и делаю это именно потому, что вижу здесь самые серьезные перспективы. Вместо рассуждений, давайте посмотрим на цифры: «Солнечная долина» принимает в год около 400 тысяч посетителей, приносит порядка 750 млн.руб. годовой выручки, с учетом всех строек, причем более половины из этих доходов ежегодно реинвестируются в расширение гостиничного фонда курорта, в благоустройство территории, в развитие сети горнолыжных трасс и их технической оснащенности.

Другой пример – Нацпарк «Таганай», который за прошлый год посетили 130 тысяч гостей. Парк систематически развивает свою туристскую инфраструктуру, обустраивает маршруты и уже вышел в число нацпарков-лидеров по России. Его тропы перегружены в пиковые дни сезонов, поэтому уже строятся новые.

В обоих случаях мы видим стабильный рост турпотока, который приближается к предельной загрузке объектов гостеприимства, даже в условиях общей неразвитости туриндустрии в регионе. Какие тут ещё могут быть сомнения? Огромный туристский потенциал Челябинской области – это очевидный факт.

 

— Но ведь упомянутые территории стали популярными туристическими брендами, а Челябинская область – нет.

 

— По существу, природа Карелии очень близка к нашей, и Южный Урал даже в чём-то выигрывает. Однако её туристская популярность обусловлена близостью к Санкт-Петербургу – огромному рынку спроса на туризм выходного дня. То есть главная причина там – это экономический фактор. Камчатка конечно впечатляет, но Меккой массового туризма она вряд ли станет – слишком велико транспортное плечо, да и большое количество медведей привлекательности не добавляет – там самостоятельно с рюкзачком по лесу не погуляешь. Алтай и Байкал тоже имеют как мощнейшие точки притяжения, так и свои слабые стороны.

Но всё это отнюдь не означает, что нам следует как-то оспаривать их достижения. Нам нужно развивать свои собственные уникальные возможности (природные условия, памятники истории и археологии, логистические преимущества), чтобы войти в число таких лидеров. Это вполне реалистичная задача – туристический рынок огромен, места хватит для всех. И если бы наша региональная власть лет 10-15 назад начала систематически развивать туриндустрию в Челябинской области, мы бы уже занимали прочные позиции в этом списке ведущих туристических брендов.

 

— Как войти в число лидеров, что сделать в первую очередь? Строить музеи, проводить туристские фестивали?

 

— Фестивали и международные спортивные состязания – это сильная сторона нашего региона, мы действительно умеем их проводить. Но это не столько туризм сам по себе, сколько продвижение туристских возможностей нашего региона, межрегиональная и международная витрина нашей туриндустрии. Однако самой туриндустрии у нас почти нет, и демонстрировать на этой витрине особо нечего. Отчасти получается то же самое, как если пригласить гостей к себе на день рождения, разослать всем красивые открытки, украсить вход воздушными шарами, но при этом не сделать дома уборку, не накрыть гостям стол, и даже не расставить стулья, так что гостям и присесть будет негде.

В развитии туризма нет никакой великой тайны. Начинать нужно с того, что туристам нужно где-то жить – они ведь не могут жить только в автобусах, фанатично перемещаясь между музеями. Поскольку мы рассчитываем на туристов из других регионов и стран, нужны конкурентоспособные отели соответствующего уровня. И я не думаю, что мы найдем много желающих провести весь свой отпуск в центре Челябинска – людям нужны курортные отели на природе, в окружении озер и прекрасных пейзажей Уральских гор. А чтобы разнообразить свои впечатления от природного отдыха, туристы будут посещать музеи, экскурсионные программы, или совершать прогулки по эко-маршрутам.

Но именно таких конкурентоспособных курортных отелей у нас почти нет. Причем речь даже не о турецких «пятизвездниках». Это могут быть небольшие отели эко-формата, но с тщательно спланированной благоустроенной территорией, с выдающимися архитектурными решениями, с душем, туалетом и отоплением в номерах. А обветшавшие унылые строения советских и постсоветских времен, с заборами из рабицы и профнастила, которые преобладают вокруг наших озер, конкурентоспособным гостиничным фондом сегодня не являются.

Возможны и сезонные кемпинги, обустроенные на современном эстетическом и экологическом уровне, в отличие от наших традиционных прибрежных шашлычных автостоянок с туалетами «под кустом».

У нас пологие горы, доступные даже для новичков, не имеющих специальной подготовки. Поэтому одной из перспективных форм туризма в нашем регионе может стать сеть комфортных эко-маршрутов для самостоятельных пеших, велосипедных и лыжных путешествий, проложенных между эко-отелями, кемпингами и природными достопримечательностями.

 

— Что же мешает строить и развивать конкурентоспособные курорты? Ведь это дело бизнеса, сфера частных инвестиций. Не хватает инвесторов?

 

В том то и дело, что инвесторы у нас в регионе есть, причем в достаточном количестве. Но скажем прямо, сегодня все условия направлены против такого строительства. Это и противоречивость законодательства, и личный настрой большинства чиновников разного уровня, и преобладающий подход к делу со стороны муниципальных депутатов.

Внешне это может выглядеть по-разному: одним муниципальные чиновники и депутаты запрещают благоустроить территорию вокруг площадки под отель, другим не позволяют подключиться к инженерии за разумные деньги, третьим организуют шантаж с кольцевым выкупом земель вокруг отеля, кого-то атакуют лже-экологи. Всё это реальные факты, реальные остановленные сегодня проекты. И истинные мотивы всегда банальны – традиционное нежелание помогать бизнесу «бесплатно», либо прямое целенаправленное вымогательство.

Частным инвесторам самостоятельно через эти тернии не пробиться – ресурсов не хватит. Бизнес в сфере туризма очень капиталоемкий и не слишком прибыльный, он окупается порядка 10 лет. И удовлетворить аппетиты вымогателей он в принципе не способен, в отличие от других отраслей. Именно поэтому туриндустрия у нас не развивается, несмотря на огромный потенциал.

 

— Что бы Вы порекомендовали команде региональной власти – что следует сделать, чтобы навести порядок в туристической отрасли? Как создать благоприятные условия для инвестиций?

 

Во-первых, нужно определить ведомство, непосредственно отвечающее за инвестиционное развитие туризма. Которое будет обязано обеспечивать межведомственную координацию решения отраслевых задач, добиваться получения федеральных ресурсов и преференций, а во всех ситуациях противоречивости законодательства – отстаивать приоритеты туристической отрасли. Сегодня такого органа у нас, увы, нет.

Во-вторых, необходимо преодолеть вымогательство на местах. Обеспечить административное сопровождение на региональном уровне для всех инвестпроектов, жестко пресекать упомянутую «самодеятельность». Одним из механизмов может стать региональный совет по безопасности инвестиций при губернаторе Челябинской области, с привлечением представителей деловых общественных объединений и силовых структур.

В-третьих, нужно создавать инвестиционные площадки под отели и туристские маршруты, выделять земли, подводить инженерию, приглашать инвесторов, предлагать форматы государственно-частного партнерства.

И, в-четвертых, нужно обустраивать достопримечательности. Какими бы уникальными памятники природы и истории у нас ни были, но если они предстанут перед туристами, будучи заваленными мусором, без туалетов и с надписями «здесь был Вася», никто к нам больше не поедет. Есть мировой опыт такого обустройства, нужно его изучить и использовать.

Всё это – сложные и долгосрочные задачи, требующие большой политической воли, последовательности и целеустремленности. Но хочется верить, что новой команде губернатора Алексея Текслера удастся реализовать их во благо населению и экономике Челябинской области. 

 

Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск