Автор: Галина Новикова

Телега еще есть? Суверенный интернет включился на Южном Урале

Первого ноября вступил в силу закон о «суверенном» Рунете. Челябинск и Магнитогорск стали одними из экспериментальных площадок по тестированию «русского файервола». Свое мнение об одном из самых противоречивых нововведений высказали участники «Экспертного клуба — Челябинск».
Телега еще есть? Суверенный интернет включился на Южном Урале

Защита от геополитических рисков

Согласно новому закону, в случае возникновения внешних угроз Роскомнадзор сможет централизованно управлять трафиком через специальное оборудование. Его установят на свои сети все операторы связи. Кроме того, ведомство будет фильтровать трафик, ограничивая доступ к запрещенным на территории России ресурсам. С 1 января 2021 года в России должна быть создана национальная система доменных имен.

Для первых испытаний универсальной системы фильтрации трафика (DPI) выбраны несколько городов Уральского федерального округа: Екатеринбург, Тюмень, Челябинск и Магнитогорск. В Роскомнадзоре по Челябинской области отметили, что вся работа по проведению эксперимента ведется из Москвы. По словам пресс-секретаря минэкономсвязи Евгения Новикова, пользователи не почувствуют никак перемен, качество связи не ухудшится.

«Закон о суверенном интернете — это способ защитить экономику страны от геополитических рисков, - говорит Ярослав Голуб, руководитель интернет-агентства INTEC. - Это нужный закон, но у нас есть опасения, не повлечет ли тестирование за собой риски сбоев и нарушений сетевой инфраструктуры. На территории нашей области установлено оборудование, которое будет отфильтровывать нежелательный контент». 


«Чтобы закон о суверенном интернете вступил в силу в полной мере, нам нужно построить инфраструктуру, - рассказывает Вадим Волков, старший инспектор УВР ЮУрГУ. - Важная составляющая этого закона - создание национальной системы доменных имен. Почему закон называется «о суверенном интернете»? Суверенный - это независимый. Чего мы пытаемся добиться? Избавиться от давления Запада, ведь корневые сервера расположена именно там. Россия — крупный игрок ИТ-рынка, объем русскоязычного контента занимает 2-3 места в мире».


74881476_1310776442435232_8248542485047934976_n.jpg

Будет ли работать «телега»?

Закон позволит Роскомнадзору блокировать любой ресурс, для российских операторов специальное оборудование будет предоставлено на безвозмездной основе. По мнению многих пользователей, при желании закон можно будет легко обойти. В качестве примера можно привести безуспешные попытки Роскомнадзора заблокировать Telegram в апреле 2018 года. Владельцы мессенджера тратят большие деньги на обход блокировок. Смогут ли системы досмотра трафика заблокировать его протокол?

 «Любые попытки ограничения без хорошего технически подкрепленного обоснования приносят только головную боль, - говорит Максим Чернецов, руководитель отдела эксплуатации узла связи компании «Интерсвязь». - На территории нашей области установлено оборудование, которое будет отфильтровывать нежелательный контент. Больше всего меня беспокоит техническая сторона этого вопроса, потому что, как показала практика блокировок телеграм-каналов, они совсем неэффективны».

По мнению Александра Козлова, министра информационных технологий и связи Челябинской области, злоумышленники всегда найдут способ, как обойти закон. «И орудия нападения и орудия защиты всегда будут совершенствоваться, как только броня станет крепче, придумают снаряд, который ее пробьет», - отметил он.

Ярослав Голуб считает, что необходимо задуматься и об инструментах обратной связи. «Злоумышленники используют Роскомнадзор, чтобы заблокировать обычные сайты, - подчеркнул он. - Люди просто не знают, как поступить в этой ситуации, нет алгоритма, как выйти из блокировки.

Не запрещать, а просвещать

Большинство экспертов пришли к выводу, что закон о «независимом Рунете» необходим с технической точки зрения, но несовершенен с точки зрения идеологической. Нужно не запрещать, а просвещать, «воспитывать» пользователя глобальной сети.

«Проблема доступа к нежелательному контенту решается очень просто: в образовательном учреждении ставятся специальные фильтры, - говорит Людмила Носова, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатики, ЮурГГПУ. - Другая проблема заключается в том, что учащиеся пользуются мобильным интернетом. В вузах мы уже не ставим фильтров, потому что пользуемся достаточно большим количеством сайтов и они просто блокируются. Недавно министр образования предложила изымать мобильные телефоны во время уроков. Мне кажется, что нужно не запрещать, а формировать у детей уровень цифровой культуры. Еще один очень важный момент — все чаще жертвами информационных атак становятся не дети, а пожилые люди».

«Изымать телефоны у школьников бесполезно, - уверен Андрей Коршунов, председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства. - Нужно понимать, ради чего мы это делаем. Не пытаются ли нам подсунуть какую-то псевдоценность? Нужно все тщательно взвесить».

«Мне нравится идея возвращения в школу уроков логики и риторики, а также практики публичных дебатов, - говорит Максим Бодягин, главный редактор портала «Вечерний Челябинск». - Это очень важно, чтобы человек в интернет-дискуссиях понимал, что с ним происходит. Человек должен знать, что такое нарушение границ личности, он должен правильно реагировать на манипуляторов. Это нужно делать прямо сейчас».

По мнению экспертов, государство должно не только вводить ограничительные меры, но и защищать своих граждан.

«Давайте будем наказывать преступников, но не будем ограничивать возможность общения для порядочных и законопослушных пользователей, - отметил Сергей Филичкин, директор ИД «Губерния». - Если исключить свободу, то интернет превратиться в локальную сеть. Это не имеет ничего общего с тем, ради чего создавался интернет, ради чего он так победно прошел по всему миру и захватил миллионы людей».

«Недавно МВД вышло с замечательной идее ограничивать нежелательный для детей контент, но каковы критерии оценки, - размышляет Евгений Маклаков, политтехнолог, координатор проекта «PR-дозор». - Все это очень сложно, а самое главное в том, что запретный плод сладок. Пути обхода найдут очень быстро».

«Безусловно, интернет — эта среда, которая требует регулирования, - говорит политолог Александр Мельников. - Оно должно быть не более жестким или более мягким, а эффективным. Эта проблема актуальна для всего мира! Везде ищут новые способы борьбы с распространением недостоверной информацией».

Несмотря на то, что закон уже вступил в силу, никто не знает, как будут разворачиваться события. Что ждет интернет через несколько лет?

«Через 10-15 лет интернет будут доступен всем через элементарное устройство, - говорит политолог Алексей Ширинкин. - У нас нет инструментов для воздействия на всемирную сеть, это иллюзия. Мы можем только научить людей ориентироваться в море информации и правильно вести себя».

Фото pixabay.com и телеграм-канала «Вечерка»


Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Музыкальный вечер в библиотеке
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/