Второе пришествие «Народного хлеба»

16.10.2007 13:00 Автор: по материалам газеты "Вечерний Челябинск" Второе пришествие «Народного хлеба»

Попытки политических спекуляций на фоне общего роста цен в Челябинской области предпринимаются не впервые. По странному стечению обстоятельств к ним всякий раз оказывается причастен первый вице-губернатор области Андрей Косилов. Дезинформируя население о причинах роста цен, Косилов явно старается уйти от ответственности за недавнюю распродажу резервного фонда зерна, который был создан на бюджетные средства. Вчера вице-губернатор объявил, что на прилавках челябинских магазинов скоро появится продукт холдинга «Народный хлеб». В свое время этот «глобальный проект», широко разрекламированный, провалился. Что же собой представляет продукция «Народного хлеба» и предприятия, на которых он выпускается?

«Народный хлеб» от Косилова


Амбициозные планы Андрея Косилова на хлебном рынке возникли на волне искреннего желания чиновника создать альтернативу Первому хлебокомбинату. Тем более что с руководителями комбината в определенный момент взаимоотношения у видного чиновника не сложились.

Название «Народный хлеб» замелькало в информационных хрониках с июля 2002 года. На сельхозвыставке-ярмарке «АГРО-2002» выставило свои витрины и объединение «Народный хлеб» (Южно-Уральский, Еманжелинский и Коркинский хлебозаводы). Отдельно оговаривалось, что, кроме хлебобулочных и кондитерских изделий, «Народный хлеб» в широком ассортименте представит на суд посетителей недорогой «народный хлеб».

Ох, уж этот «недорогой хлеб»! Мечта Косилова и реальность Лужкова. При чем тут, спросите, Лужков? Да при том, что Москва – единственный регион в стране, где благодаря дотациям субъекта федерации хлебопекарные предприятия оснащены по последнему слову техники и где сдерживать цены помогают опять-таки бюджетные дотации. В Челябинской области все по-другому.

Косилов не предлагал дотировать существующие предприятия, хотя отлично знал о предельно низком уровне их рентабельности, изношенном оборудовании, невысоких зарплатах работников отрасли. Андрей Николаевич решил создать в полном смысле слова альтернативу. И, разумеется, не планировал создавать предприятия с нуля. А решил воспользоваться несколькими существующими в области заводами, объединив их под единой вывеской. Главным отличием продукции «Народного хлеба» должна была стать его цена.

В подконтрольной областным властям прессе в сентябре 2002 года указывалось, что в правительства области решается вопрос о приватизации Коркинского хлебокомбината. Цель – на базе его, а также Еманжелинского и Южноуральского хлебокомбинатов создать компанию «Народный хлеб», где цены будут гораздо ниже, чем, к примеру, у Первого хлебокомбината. Цель была поставлена недвусмысленно и растиражирована основательно. При этом областные власти продолжали утверждать: появление новой компании спровоцирует падение цен на хлеб. Руководители же челябинских хлебокомбинатов опасались, что создание холдинга приведет к банальному разорению предприятий малого и среднего бизнеса отрасли, которые в отличие от лидеров конкуренцию на грани рентабельности не выдержат. Готовить общественность к необходимости прихода на хлебный рынок Челябинска нового участника отдельные деятели в областной администрации начали основательно. Специально была выпущена газета «Хлеб наш насущный».

По идее областных властей, формирование нового холдинга должно было проходить так…

Сначала Коркинский хлебокомбинат надлежит приватизировать. Потом на его базе учредить акционерное общество открытого типа, 100% акций которого будут принадлежать государству. В таком виде он и войдет в холдинг. Как указывала газета «Коммерсантъ», по оценкам специалистов областной администрации, требовались инвестиции не менее 3,5 миллионов рублей. Предполагалось, что «Народный хлеб» будет сформирован за счет контрольных пакетов акций ОАО «Еманжилинскхлеб» и ОАО «Южуралхлеб», которые вместе с Коркинским хлебокомбинатом войдут в новую компанию. «Коммерсантъ» писал, что через аффилированные структуры эти предприятия контролирует небезызвестный в Свердловской области предприниматель Малик Гайсин. Судя по всему, именно на его деньги и рассчитывали областные власти, которых не пугала репутация предпринимателя.

Однако с официальным предложением к правительству области о создании «Народного хлеба» министр сельского хозяйства Иван Феклин обратился только спустя два года – в декабре 2004-го. После приватизации Коркинский хлебокомбинат не смог конкурировать на рынке вследствие изношенности оборудования. Однако и в конце 2004 года в роли инвестора «Народного хлеба» Феклин назвал корпорацию «Уральский хлеб», в которую входили все те же «Еманжелинскхлеб» и «Южуралхлеб». То есть за два года так ничего и не изменилось.

Тем не менее, Феклин с Косиловым полагали, что создание нового предприятия позволит-таки расширить конкуренцию на рынке хлебопродуктов. В течение полутора лет объемы производства ОАО «Народный хлеб» планировалось довести до 150 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Иными словами, вывести на уровень лидера рынка – Первого хлебокомбината. По данным, которые приводились в журнале «Деловой квартал», новому холдингу планировалось помочь путем выделения дешевого зерна из областного продовольственного фонда. Даже специализация предприятий в холдинге была распределена: «Еманжелинскхлеб» выпускает формовой хлеб, «Южуралхлеб» – кондитерские изделия и ржаной хлеб, Коркинский хлебокомбинат – бараночную продукцию, кексы, булочки и ржаные сорта хлеба.

Альтернатива не состоялась


И вот, со времени создания холдинга «Народный хлеб» прошло три года. Можно подводить итоги. В том числе относительно успеха экспансии «Народного хлеба» на рынок Челябинска. Увы, при ближайшем рассмотрении оказалось, что говорить по большому счету не о чем. «Народный хлеб» присутствует в Челябинске по большей части на агровыставках. В одном из магазинов недалеко от центра продается продукция Еманжелинского хлебозавода. Возможно, есть она в Челябинске и где-то еще, если хорошенько поискать. Но к числу заметных игроков челябинского рынка ни «Народный хлеб», ни отдельно взятые его участники сегодня точно не относятся.

Журналисты "Вечернего Челябинска" попытались выяснить, в каком же состоянии находится сам холдинг. И вот что узнали. Изначально в состав холдинга должно было войти не три, а больше хлебозаводов. Но этим планам помешала банальная остановка производства по разным причинам на более мелких предприятиях в области. А вот хлебозаводы в Южноуральске и Еманжелинске работают пока в целом неплохо. Приличный по местным меркам ассортимент (булки, батоны, выпечка), приемлемые для горожан цены. Правда, стоит учесть, что и уровень зарплат здесь намного ниже, чем в Челябинске. Вдобавок конкуренцию местным производителям составляют челябинские хлебопеки (включая Первый хлебокомбинат), да и местные пекарни трудятся вовсю. О серьезной же экспансии на рынок Челябинска хлебозаводы Еманжелинска и Южноуральска, похоже, и не помышляют. Хотя из Еманжелинске и отправляют какой-то объем продукции в Челябинск, Чебаркуль и Коркино. В Южноуральске, как убедился корреспондент газеты в ходе специальной командировки, административное здание хлебокомбината стоит почему-то без окон. В Еманжелинске (самом активном по продвижению своей продукции из числа участников холдинга) производственное здание представляет собой что-то вроде огромного сарая из профнастила. Можно предположить, что соблюдать технологию и санитарные нормы в таких условиях куда труднее, чем, скажем, на Первом хлебокомбинате, где есть и испытательный центр (12 человек проверяют качество продукции), и своя лаборатория, и отдельная служба по контролю за качеством. При наличии же одного технолога на небольших хлебозаводах неизбежны серьезные срывы по качеству продукции. Проще говоря, если случился такой срыв, хлеб есть нельзя.

Самое же удручающее впечатление в ходе нашей командировки произвел завод в Коркино. Прошлым летом «Челябинский рабочий» опубликовал заметку «Пропали коркинские «листики», в которой указывал: «Даже в фирменных киосках местного хлебокомбината коркинцы не найдут теперь любимых "листиков", "рожков" и "завитков". Эти булочки, стряпавшиеся вручную, ушли в прошлое. Вместо них корпорация «Народный хлеб», куда входит и коркинский хлебокомбинат, предлагает сдобу из Еманжелинска. А специализацией коркинских хлебопеков станут сушки, баранки и кексы. Их будут поставлять не только на местный рынок, но и в Екатеринбург, Магнитогорск, Златоуст, Миасс и даже в далекий Южно-Сахалинск. В октябре выпуск бараночных изделий в Коркино должен увеличиться в два раза и достигнуть 50 тонн. Кексов тоже станут выпекать гораздо больше…». Вроде бы серьезные планы, конкретные сроки. Однако в августе 2007 года наш корреспондент увидел в Коркино вот что…

Хлебозавод стоит, что называется, без окон и дверей. При входе нет даже вывески. На дверях висит объявление о приглашении на работу. Однако на вопрос «Действительно ли требуются рабочие на хлебозавод?» контролер на проходной только пожимает плечами. В магазинах города продается только один вид хлеба местного: белая булка. Зато в достатке хлеб производителей из других городов. Именно в Коркино Косилов и Феклин планировали сделать главную базу холдинга по выпуску дешевого хлеба. На деле проект холдинга-альтернативы лидерам рынка умер там же, где начался.

Интересно, что еще в 2002 году, когда проект только раскручивался через подконтрольные областным чиновникам СМИ, газета «Челябинский рабочий» опубликовала заметку «Хлебные махинаторы» про хищения в Южноуральске. Тогда сотрудники ОБЭП Южноуральского горотдела милиции получили заявление от администрации ОАО «Южуралхлеб», которая заподозрила, что одно из их наиболее ответственных производственных подразделений, грубо говоря, надувает коллектив пекарей. Проверка подтвердила обоснованность опасений. В махинациях погрязли трое экспедиторов и менеджер, которые более года обворовывали заводчан. Хлебными изделиями по договорам они обеспечивали частные торговые предприятия поселка Красногорский, села Варламово, городов Троицка и Южноуральска и везде присваивали часть выручки, оставляя в должниках завода торговцев.

А спустя четыре года, когда уже холдинг «Народный хлеб» работал, государственная инспекция труда в Челябинской области по итогам проверок, проведенных в ОАО «Южуралхлеб», выявила ряд нарушений трудового законодательства уже со стороны руководства предприятия.

Послесловие


В одном из интервью Андрей Косилов заявил: «Считаю, государство необоснованно ушло с рынка госзакупок сельхозпродукции. Оно должно на него вернуться и сыграть на стабилизацию рынка. Если бы такие продкорпорации, как у нас, были по всей России, мы избежали бы резких колебаний цен. Могли бы регулировать зерновой рынок за счет интервенций более эффективно, чем сейчас». Но еще одна цитата того же героя конкретизирует «стабилизационные» подходы Косилова: «Когда меня спрашивают, почему в Оренбурге твердая пшеница стоит 4,2 — 4,3 тыс. рублей за тонну, а у нас — под 5,6 тыс. рублей, я отвечаю: потому что есть зерновые интервенции в Челябинской области. Мы часть товарного зерна убираем с рынка, спрос превышает предложение и начинается рост цены».

Красноречивое признание на фоне нынешнего роста цен, не прав ли? Теперь многое понятно относительно причин распродажи резервного фонда зерна, за которую так никто и не понес наказания. Оказывается, Косилов со товарищи просто «убрали с рынка часть товарного зерна»! Странно, что после этого начинаются крики первого вице-губернатора в адрес хлебопеков, якобы взвинчивающих цены. Или это со стороны Андрея Николаевича такой своеобразный способ заметания следов?

На снимках: 1 и 2 - территория ОАО "Еманжелинскхлеб",  3 и  4  - отделение "Народного хлеба" в Коркино

Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск