Челябинские эксперты поспорили о влиятельности СМИ

13.09.2018 16:12 Автор: Наталья Окорокова Челябинские эксперты поспорили о влиятельности СМИ

Являются ли сегодняшние СМИ «четвертой властью» или их влияние на гражданское общество и чиновников давно утеряно? Какова специфика взаимодействия средств массовой информации с властью? Эти и другие вопросы обсудили сегодня, 13 сентября, эксперты на заседании «Сигарного клуба» в клубе «Арома де Куба».  

Напомним, в Челябинске проходят сразу три крупных мероприятия, связанные с работой средств массовой информации: медиафорум Союза журналистов России, Всероссийский форум региональных СМИ «Медиа в условиях цифровой экономики» и XX областной фестиваль СМИ. На форумы приехали участники из разных регионов страны. Некоторые из них стали гостями традиционного челябинского «сигарника» - заместитель генерального директора ИД «Московский комсомолец» Олег Воробьев, пресс-секретарь губернатора Орловской области Полина Антонова, и другие.


СМИ теряют влияние. Причина - экономика.

Олег Воробьев уверен, что государство пытается снизить влияние четвертой власти. Чаще всего это происходит экономическими способами. Убираются киоски, что выбивает серьезную составляющую доходов, снижается подписка, покупательская способность населения, растут цены на бумагу.

воробьев.jpg

- В совокупности эти факторы приводят к тому, что СМИ становятся минимально экономически выгодными. Спасибо государству, что оно помогает деньгами, но таким образом и ставит под свое влияние. Только экономическая независимость позволит вернуть пошатнувшееся влияние четвертой власти. В последние годы я вижу, как активно государство делает все, чтобы минимизировать наши силы, поставить под свой контроль и управлять нами. Это основополагающая наша проблема – у СМИ упали возможности заработка, а значит, возможность высказывать то, что они думают, - считает Олег Воробьев.

Директор газеты «Южноуральская панорама» Сергей Филичкин уверен, что средства массовой информации не являются властью, однако имеют возможности влияния на общественное мнение. Ни один спонсор или рекламодатель не дает денег изданиям просто так, у него нет цели информировать людей, он стремится изменить их поведение, манипулировать.

филичкин.jpg

- Люди, которые понимают эту механику, всегда относятся к СМИ сдержанно, читают между строк. Но средства массовой информации не пользовались бы любовью читателей, если бы все время давали «джинсу». Должна быть интересная редакционная работа, но хороших материалов, полезных людям, становится все меньше, - отмечает Сергей Филичкин.

Эксперт убежден, что для существования независимых СМИ должна быть живая рыночная экономика с большим числом рекламодателей и реальная политическая конкуренция. Если этого нет, спонсорами становятся власть и крупный бизнес, что и существует на данный момент в реальности.


СМИ никогда не были властью

Неожиданный поворот в обсуждение внес политолог Андрей Лавров, который напомнил, что средства массовой информации в российском обществе были традиционно зависимы. Они никогда не были реальной властью. В нашем обществе их влиятельность можно отметить только в два исторических периода: в конце 19-начале 20 века, и в 90-е годы.

лавров.jpg

- «Четвертая власть» – поэтическая метафора. В это понятие вкладывается возможность влияния, формирования и отражения общественного мнения. Оно реально только в демократическом обществе, созданном на основе западно-европейских христианских традиций. Немыслимо представить ни власть СМИ, ни демократию в постисламском обществе. Мы как всегда болтаемся посерединке между Востоком и Западом. Вы никогда не были, и не будете четвертой властью, - заявил представителям медиа политолог.

Председатель Союза журналистов Челябинской области Светлана Яремчук убеждена, что проблемы СМИ вовсе не в экономике или сложных отношениях с властью. В современном мире конфигурация медиаотрасли кардинально поменялась. Государство по-прежнему хочет влиять на общественное мнение, но его сейчас формирует не СМИ.

яремчук.jpg

- Дело не в том, что экономика СМИ страдает от власти, власть сегодня хорошо поняла, что пришли новые медиа, с ними нужно дружить. Цена контакта ниже, а результат выше. Тогда традиционны СМИ говорят – как же мы, где же мы? Сегодня мы не в эфире, а в соцсетях. Власть хорошо приняла это, ищет новые пути и перераспределяет бюджеты. Происходит перераспределение и у рекламодателей, они еще более продвинутые. Зачем нужно платить СМИ, когда появились новые игроки, создающие новые форматы, не знающие правил игры, но отжирающие рекламные и политические рынки, - говорит Светлана Яремчук.

СМИ влиятельны, но расфокусированы


Марина Поддубная, председатель комитета по информационной политике Законодательного собрания Челябинской области, уверена, что средства массовой информации по-прежнему сохраняют свою значимость и серьезное влияние.

поддубная.jpg

– Власть это возможность навязать свою волю, управлять другими людьми. Кто скажет, что СМИ не являются властью? Находясь во власти, я считаю, что первая власть – это СМИ, и не понимаю самоуничижения средств массовой информации, - говорит Марина Поддубная.

В качестве примера она привела несколько случаев противостояния районных глав и редакторов газет. В каждом из них через год-два руководитель муниципалитета терял свое кресло, а редактор, с которым он пытался бороться, сохранял свой статус.

Пресс-секретарь губернатора Челябинской области Дмитрий Федечкин также не согласен с мнением о падении авторитета СМИ. Но считает, что раньше их влияние можно было сравнить с кулаком, а сегодня они более расфокусированы.

федечкин.jpg

- Кулаком ударю – больно, но пальцем тоже будет больно. Влияние каналов коммуникации не исчезло. Раньше публикацией можно было уволить главу администрации, сегодня набором публикаций и сообщений в соцсетях тоже можно уволить человека, этому есть много примеров, - сказал Федечкин.

Он считает, что проблема традиционных СМИ в том, что не все готовы меняться в соответствии с требованиями времени. «Каналы коммуникации меняются – их меняют люди, не власть. Надо вовремя предлагать форму подачи контента, которая будет востребована. Для СМИ ключевая задача – построить саморазвивающуюся организацию, сотрудники которой будут отслеживать тренды, и оперативно менять работу в соответствии с ними», - уверен эксперт.

Владимир Сафонов, руководитель управления информационной политики администрации Челябинска уверен, что сегодняшние СМИ могущественны, как никогда, и только наращивают обороты.

сафонов.jpg

- СМИ меняют общество, меняют чиновников, которые становятся более информационно зависимыми, реже бегут от журналистов. Они понимают, что СМИ – «неизбежное зло», и идут на контакт. Скоро чиновники будут обязаны отвечать в соцсетях всем людям, - отметил Сафонов.                                                  

лавров1.jpg


Фото Андрея Ткаченко


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск