Автор: Наталья Окорокова

Историки: «Суровый челябинский характер выковала металлургия»

По мнению историков, пресловутая «суровость» челябинского характера связана с тем, что Южный Урал является древней родиной металлургии. Челябинцы до сих пор ассоциируются с людьми труда, которым подвластна тяжелая работа металлургов.
Историки: «Суровый челябинский характер выковала металлургия»

Несмотря на то, что за тысячелетия через регион прошло множество самых разных племен, именно эта отрасль закрепилась в Челябинской области на века, и успешно развивается по сей день. Об этом шла речь сегодня, 20 июля, на очередном заседании экспертов «Сигарного клуба» в клубе «Арома де куба». Историки, журналисты, культурологи обсудили историю металлургии, как возможную основу современной челябинской идентичности.

Руководитель центра археологических проектов «Археос» Иван Семьян напомнил, что освоение металла во всем мире изменило человека, его мировоззрение и самосознание. В каменном веке человек жил в гармонии с природой, зависел от ее настроения, миграции животных, погоды. Человек боялся природы, и в основе его мировоззрения был шаманизм: общение с духами, во время которого человек просил что-то у природы, пытался ее умилостивить. Изменения в укладе начинают происходить в позднем каменном веке. Люди догадались, что чем заниматься охотой и собирательством, лучше самим разводить животных и сажать растения. К этому времени относятся и первые опыты с металлургией.

- Есть миф, который тиражируется в школьных учебниках, что сначала человек пользовался только камнем, а потом догадался про металл. В жизни все было сложнее. Уже в каменном веке человек познал весь металл, который мог встретить в самородном виде. В 9 веке до нашей эры есть находки золотых, серебряных, медных, железных артефактов, - рассказывает археолог.

37594968_284404985456760_7232592297873899520_n.jpg

Иван Семьян напомнил, что из южно-русских степей в Зауралье в раннем бронзовом веке пришли племена, у которых уже были прирученные лошади, повозки, оружие. Они оказали влияние на местные аборигенные культуры. Например, на острове Веры на Тургояке в раннем бронзовом веке появляются самые первые опыты с металлургией. Но в существующем укладе общества они не могут развиваться во что-то существенное - хозяйство оставалось присваивающим, металлические изделия были изыском, а не чем-то серийным.

- Появление металлургии - это точка зарождения определенных изменений в сознании. Металл оказал большое влияние на сознание человека, который впервые почувствовал себя чем-то отличным от окружающего мира. Медные самородки в природе встречаются, а вот легированная медь – бронза - не встречается. Когда человек стал ее делать, то осознал себя неким демиургом. Впервые появляется противопоставление себя природе, и антропоморфные боги, похожие на человека, которые его защищают. Боги покровительствуют разным ремеслам: бог-кузнец, бог-воин. Кузнец нередко увечный – хромой, горбатый, но умелый. Металлургия - тяжелый и опасный труд, всегда связанный с суровостью, и закалкой характера, - подчеркивает Иван Семьян.

В 21 веке до нашей эры происходит экспансия на Урал культур бронзового века с запада. Появляется синташтинская культура, ярким примером которой является поселение Аркаим. Его жители обладали колесницей, оружием, с ними никто не рисковал воевать. Если на Ближнем Востоке к тому времени уже были государства, письменность, армия, развитые технологии металлургии, то для всего остального мира Урал был самым развитым регионом. В центральной Европе тогда только появились первые предметы быта, а в Британии был неолит.

Профессор ЮУрГУ, доктор исторических наук Александр Таиров отметил еще одну важную особенность Челябинской области, которая значительно повлияла на самоидентичность ее жителей. Это центральное географическое положение региона, через который проходили торговые пути с севера на юг, и с запада на восток.

37570517_284405302123395_8348528559194636288_n.jpg

– Любые процессы, протекавшие в Евразии, проходила через нашу территорию. Это связь Восток-Запад и Север-Юг. Существовали налаженные торговые отношения между народами Средней Азии и Западной Сибири, которые не прекращались и после прихода русских. На пересечении этих путей лежит Челябинская область. Зарождение металлургии непосредственно связно с Южным Уралом, откуда металлургические традиции распространились на другие территории. Есть версия, что металлургия меди пришла в Китай с переселенцами, которые прошли через Челябинскую область. В раннем железном веке здесь была развитая Иткульская археологическая культура, которая располагалась в районе современных Касли, Кыштыма, Озерска. Металлурги этой культуры снабжали своим металлом всю Евразию, начиная от Северного Казахстана заканчивая Северным Причерноморьем. Во все эпохи Южный Урал был центром, который снабжал окружающий мир камнем, металлом и золотом, - рассказывает историк.

Ученый подчеркивает, что через регион проходила постоянная миграция населения. Найти в современных людях черты далеких предков весьма сложно. Тем не менее, коренное население никогда не уничтожалось полностью, менталитет и какие-то черты древних предков продолжают воспроизводиться в поколениях.

Как считает профессор ЧГИК, доктор культурологии Галина Казакова, на сегодняшний день оформленной челябинской идентичности не существует. Но это процесс объективный: мы живем во время технологической революции, которая характеризуется разрывом шаблонов и потерей ориентиров. По мнению эксперта, цель современных гуманитариев состоит в том, чтобы сформулировать и предложить челябинцам идеи для самоидентификации.

37568286_284405188790073_7106965445063737344_n.jpg

- Гуманитаристика выполняет психологическую функцию – объяснить человеку, который вступит в новую эру, как найти корни, не растеряться перед ходом научно-технической революции и быстрой сменой жизни, - подчеркивает Галина Казакова.

По ее мнению, существует уральская идентичность в целом, которую наиболее ярко представляет Екатеринбург. Это динамизм, прорыв, стремление к самостоятельности. При этом внутри этой идентичности челябинцы обладают своими особенностями. И она, действительно, во многом завязана на исторических корнях – металлургии.

- Челябинцы в большей степени люди труда, чем Нижний Тагил, в котором политически была разыграна именно эта карта. Именно челябинцы - металлурги, несмотря на то, что в Екатеринбурге тоже есть много заводов. Отношение к труду – это «наше все». Металлургия - сложный труд, но он нам понятен, привычен, не вызывает негодования, челябинцы более преданны ему, чем жители соседних городов, - уверена Галина Казакова.

На предыдущем заседании «Сигарного клуба», где также шла речь о челябинской самоидентичности, эксперты предложили создать местную мифологию. Она может быть основана на 10-15 ярких исторических фактах и наиболее значимых в истории региона личностях. Создание этой мифологии позволит каждому жителю региона с детства представлять яркий образ своего края.

Фото Людмилы Потаповой


Ранее в интервью агентству Полит74 Иван Семьян рассказал, что на Южном Урале активно развивается уникальное направление исторической реконструкции – экспериментальная археология. Ученые воссоздают древние артефакты по технологиям давно ушедших веков.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/