Автор: Наталья Окорокова

Эксперты: «Картину мира у детей формируют смешарики и фиксики»

Современная школа использует устаревшие методики обучения, которые не удовлетворяют потребности родителей, учащихся, рынка труда. Какие альтернативы существуют на сегодняшний день для государственной системы образования? Насколько они эффективны, и в достаточной ли мере соответствуют запросам общества?

Эксперты: «Картину мира у детей формируют смешарики и фиксики»

На эти вопросы попытались ответить эксперты – журналисты, чиновники, депутаты, представители системы образования, которые собрались на очередное заседание «Сигарного клуба» в челябинском клубе «Арома де Куба».

Как отметил депутат челябинской городской думы Дмитрий Довженко, образование дает качество человеческого капитала, которое воспитывается с детского сада, школы, университета. Выходя во взрослую жизнь, молодой человек теряется. Система образования призвана воспитать у него критическое мышление, умение делать анализы и выводы.

23130539_1959077564355678_4072426091982755629_n.jpg

Школа натаскивает на ЕГЭ, но не готовит к реальной жизни

Некоторые участники дискуссии оценивают существующую систему образования крайне негативно. Политолог Андрей Лавров убежден, что школа занимается только «натаскиванием на ЕГЭ». И раньше полноценное образование, дающее шансы на жизненный успех, давали не школы, а система дополнительного образования.

23032875_1959077821022319_8009086644119823955_n.jpg

Лавров положительно оценил деятельность «Научного общества учащихся», которое всегда поставляло лучшие кадры. С детьми занимались преподаватели вузов. При этом в Челябинске почти никто из выпускников общества не оставался.

23031465_1959078044355630_5911141554656053107_n.jpg

- Я не беру на работу выпускников нашего университета, они не подготовлены. Преподавателей необходимого уровня нет. Эту проблему мы попытались решить в сфере кружкового движения, организовали частную школу программистов, куда принимаем детей с 7 лет. Мы исходим из того, что даже если ребенок не станет Биллом Гейтсом, он приобретет навыки аниматора, сценариста, освоит программирование. Уже в 10 лет наши дети самостоятельно делают приложения для смартфонов, а в 15 лет могут профессионально зарабатывать. Есть бесплатная школа для студентов, куда мы принимаем по 5-6 человек ежегодно, - поделился своим опытом Дмитрий Моровоз, руководитель компании «ТРИДИВИ».

Даниил Мазуровский, глава представительства Агентства стратегических инициатив в УрФО, уверен, что образование необходимо ребенку, чтобы в будущем он был конкурентоспособен.

23131030_1959078147688953_3999271598132640622_n.jpg

- У него должна быть сформирована картина мира, понятие о своей роли, месте в нем. Самый главный вопрос, который интересует меня – школа это дает? Не дает, а почему? Дети сейчас совсем другие. Они родились, когда уже был интернет, пользуются соцсетями и компьютерными играми. Им «фиксики» и «смешарики» рассказали о картине мира, пока они в школу не пошли. А она работает так же, как когда учился я. Поэтому появляются формы альтернативного образования, - убежден эксперт.

Суть альтернативного образования – индивидуальный подход

Лариса Манекина, заместитель начальника городского комитета образования Челябинска, убеждена, что альтернативное образование уже существует сейчас в муниципальной образовательной системе. Его смысл – в индивидуализации обучения ребенка с учетом его возможностей и потребностей. С точки зрения нормативно-правового поля понятия «альтернативное образование» не существует, однако в Законе об Образовании четко прописано, что образование ребенком может быть получено как в образовательной организации, так и вне ее.  В последнем случае речь идет о семейном образовании.

23130492_1959077614355673_6120907831439001533_n.jpg

- Мое отношение к альтернативному образованию неоднозначное. Оно дает результаты лишь в том случае, если подготовлена почва: это и нормативная база, и материально-технические условия, и, что особенно важно, – кадровые ресурсы. Реальность такова, что для того, чтобы стать успешным, ребенок должен не просто освоить школьную программу, но и овладеть определенным набором компетенций, которые в дальнейшем помогут ему в профессиональном самоопределении, причем на протяжении всей жизни. Не случайно новый образовательный стандарт рассматривает проектную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса, - уверена представитель Комитета образования.

По мнению Елены Сыркиной, члена Общественной палаты Челябинской области, появление альтернативных форм образования – положительная тенденция. Она имеет право на жизнь, и раз у людей существует такая потребность, другие формы образования необходимо развивать.

23031459_1959078104355624_1042086412142689066_n.jpg

- Семейное образование набирает обороты, люди начинают выбирать, у них появилась такая возможность. Мотивация у родителей разная. Кто-то желает сделать своего ребенка счастливым, кому-то рабочий график не позволяет совмещать его с учебой ребенка в школе. Бизнесмены имеют возможность нанять частных педагогов, школа им не нужна. На семейное образование переходят одаренные дети, занятые искусством, и спортсмены, - рассказывает Елена Сыркина.

Директор челябинской гимназии №1 Дамир Тимерханов убежден, что существующая система альтернативного образования не оправдывает ожиданий, которые на нее возлагаются.

23130466_1959077837688984_4649605538615290458_n.jpg

– Толковой альтернативы нет. Ни одна частная школа качественного продукта не давала. Они обслуживали интересы конкретных родителей, которые создавали школы для своих детей, а после получения ими образования школы умирали. На сегодняшний день все существующие попытки также предназначены для детей, которые по разным причинам не могут учиться в классно-урочной системе. При этом школьное образование у нас качественное. Важный момент – практикоориентированность, она страдает. При обсуждении альтернативного образования возникает вопрос - есть ли альтернативные педагоги? Я считаю, их нет, - говорит Дамир Тимерханов.

Альтернативное образование дают только Личности

Некоторые эксперты уверены, что альтернативное образование уже существует в рамках сложившейся системы, но базируется оно только на роли конкретных ярких личностей. Одним из таких примеров в Челябинске является руководитель физико-математического лицея № 31 Александр Попов. В его школе, несмотря на формально установленное предметное направление, ребята глубоко осваивают гуманитарные предметы, занимаются литературой, театром, другими видами творчества.

23032829_1959078487688919_6753749536463200716_n.jpg

- В любой сфере деятельности все зависит от личности. Конкретный человек делает конкретное дело, воспитывая конкретных людей. Лично для меня важен взгляд человека. Например, если я иду по 31 лицею или захожу в общеобразовательную школу – вижу два разных взгляда у детей, которые мне встречаются. Возраст, город, социальная групп одна и та же, а взгляд разный. В каждой семье формируется определенное мировоззрение. Все зависит от того, с кем дети общаются, какие родители ставят приоритеты. Тогда он или хочет поступить в 31 лицей, гимназию № 1, или ему достаточно того, что дают в общеобразовательной школе. В любом случае эти бренды, которые дают другой уровень образования, существуют за счет личностей, педагогов, которые эти проекты создают, - уверен Тамаз Габричеладзе, руководитель театра «Метро» в лицее №31.


23167772_1959078411022260_6871605442643147651_n.jpg

С важной ролью личности в образовании согласился Олег Строгонов, директор спортивной школы «Конас». Он рассказал об уникальном проекте, который реализован в учебном заведении под его руководством. Дети занимаются боевыми искусствами с четырех лет, получая навыки базовой техники, осваивая терминологию. «Это важный аспект в плане подготовки для вступления в жизнь. К семи годам ребята уже представляют, что такое спорт, чувствуют себя уверенно в коллективе. Они приходят на соревнования болеть за своих мастеров, и личный пример играет большую роль», - уверен знаменитый спортсмен.

Фоторепортаж Людмилы Потаповой

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/