Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Граница для дружбы

Россия и Латвия до сих пор живут без четко обозначенной границы. Этот факт стал поводом для встречи депутатов Сейма Латвии и Госдумы России. Однако наряду с конструктивным диалогом о разграничений территорий и налаживании экономических связей латыши заговорили о компенсации за долгую советскую оккупацию и даже попытались выставить счет: 40 миллионов УЕ. В ответ российская сторона заявляет, что огромный денежный оборот в банках Латвии идет незаконно, «в темную».
Граница для дружбы

Дома лучше

С позиции российских властей, и для Латвии, и для России геополитика «говорит» на одном языке: для успешного сотрудничества с другими странами ни одного очага напряжения (каковым сейчас является нерешенный пограничный вопрос) быть не должно. Еще лучше, если будет присутствовать и обоюдная встроенность в экономику. Все эти моменты депутаты российской Госдумы, входящие во фракцию «Единая Россия», и латвийского Сейма обсудили на встрече в начале июня. Сегодня о прошедших переговорах рассказал Георгий Лазарев, член делегации и депутат ГД.

Это был первый официальный визит российских властей за 15 лет, прошедших с момента развала Советского Союза. За все это время редкий латыш посетил Россию. Как призналась супруга представителя Сейма, все, что она помнит о России, так это талоны на колбасу, которые раздавались лично в руки даже дипломатам. Как сейчас живут российские граждане, супруге наделенного властью латыша не известно. Информационный вакуум Георгий Лазарев объяснил наличием в Латвии всего одного телевизионного канала, который вещает российские новости. И это при том, что 40 тысяч человек, живущих в этом прибалтийском государстве (при 2 200 тысячах населения), – русские или русскоязычные.

По словам депутата Лазарева, живется им в современной Латвии совсем не сладко.

- К отношению латышей к русскоязычному населению у нас возникли серьезные вопросы, - говорит Георгий Лазарев. – Проблема в том, что Конституция, по которой они сейчас живут, действует с 1922 года, в 1993 году в нее внесли небольшие изменения. Согласно этой Конституции, 26-30 процентов населения Латвии не имеют гражданства. Женщина, заместитель руководителя Рижского пароходства, всю жизнь прожила в Риге, платила налоги и взносы в пенсионный фонд, но, пока она не сдаст экзамена по латышскому языку, ей не дают гражданства. А она, как и многие другие, занимает принципиальную позицию, говорит, что столько лет работы и жизни в Латвии дают ей это право и без экзаменов.

А как по-латышски «колбаса»?

Судя по всему, российская делегация «единороссов» не на шутку прониклась патриотизмом и всерьез обеспокоилась жизнью русских в Латвии. Русских там, судя по впечатлениям депутатов, притесняют. С одной стороны, в школах ситуация непонятная, несмотря на реформу. Теперь детям предстоит определиться, на каком языке изучать предметы. При этом, как ни странно, иногда случается так: когда ребенок учит математику на латышском языке, ему ставят «отлично», на русском – «хорошо», или наоборот. Да что там, какая борьба за чистоту латышского языка может быть, если на официальной встрече в Сейме все латыши постепенно перешли на русский. А гражданства у русскоязычных так и нет.

Как известно, нет гражданства – нет перспективной работы, нет избирательного права. Как констатируют российские депутаты, так жестко к нацменьшинствам не относятся нигде. Причем налоги и все прочие подобные отчисления русские в Латвии исправно платят. А вот возможности читать вывески в магазинах на русском языке они лишены – по латвийскому закону, все указатели, вывески, объявления и прочее пишутся строго на латышском. Это положение вызывает массовое недовольство представителей русской диаспоры. Теперь, при очевидном участии российских властей, скорее всего, положение изменится. Впрочем, если не перерастет в конфликт.

Что может явиться поводом для конфликта? Обсуждение договора о границах прошло спокойно: за территории не дрались, поделили все «по уму». Вскоре обе стороны его ратифицируют. Обсуждение возможного экономического сотрудничества до поры до времени также шло в конструктивном русле. Георгию Лазареву удалось обговорить даже сотрудничество Латвии и Челябинской области в вопросах машиностроения, металлургии и топливно-энергетического комплекса.

Банки «мутят воду»

Разговор о советской оккупации возник вдруг. Впрочем, надо полагать, сообщество СС (да-да, тех самых охранных отрядов – легенды второй мировой) – по утверждению «единороссов», в Латвии оно чувствует себя очень вольготно – сделало для этого все возможное. Об оккупации и контрибуции заговорили вроде бы в шутку, прощупав почву «мягкой лапкой», однако представителям российской делегации стало понятно, что вопрос этот сильно заботит власти Латвии.

- Причем структуры СС чувствуют себя вольготно на фоне преследования русскоязычных участников войны, тех, кто когда-то работал в КГБ, - перечисляет Георгий Лазарев. – Впрочем, СС на политику государства не влияет. Чувствуется, что властям Латвии нужен диалог.

Ответить на «оккупационные настроения» латышей россияне смогли, ознакомившись с банковской сферой Латвии. По утверждению российских экспертов, уровень денежного оборота – слишком большого для маленькой Латвии – не совсем законный и даже «теневой». С годового оборота банков – 22 миллиарда долларов – Латвия имеет 0,1 процента, что является существенным пополнением бюджета. Происхождение денег, крутящихся в их банках, латышей, кажется, не тревожит. Но вот российская делегация озаботилась всерьез.

- Латвия может занять особое место в рамках ОБСЕ, если покажет четкие пути для России, - говорит Георгий Лазарев. – В 1990-х годах Латвия была окошком, через которое можно было провезти «неучтенку» по цветным или черным металлам. А затем она вдруг начала торговать нефтью и газом. Мы не заинтересованы в развитии Латвии как теневой стороны. Они и так нарушают многие законы, на что указывает ЕС. Они должны показать, что готовы к экономическому присутствию России.

За оккупацию ответим?

Не успела российская делегация помахать рукой Риге, как латвийские власти уже ответили весьма своеобразным способом на многочисленные заявления другой стороны. 15 июня. Статус Саласпилсского мемориала, который часто называют балтийским Освенцимом, решено изменить и превратить мемориал в памятник жертвам сталинских репрессий. По данным, которые приводят федеральные СМИ, в Саласпилсах в годы фашистской оккупации погибло более 100 тысяч человек из России, Белоруссии, Латвии, в том числе более семи тысяч детей. Однако латвийские власти утверждают, что там погибло «всего» две тысячи человек и ничего страшного в этом месте не произошло.

Газета «Взгляд» цитирует главу Саласпилсской гордумы Юриса Путниньша, говорящего о том, что в его городе нет ни одного памятника жертвам советской оккупации, – значит, нужно создать. «Вся Латвия была оккупирована советской властью, и значит, памятник ее жертвам можно устраивать в любом месте».

История до странного похожа на эстонскую. Противоположная точка зрения на переоборудование памятников в Латвии также существует. Член Латвийского комитета по правам человека, антифашист Олег Гоцуляк назвал задумку прибалтов полным бредом. «Стремления нынешних властей перевернуть историю с ног на голову — это один из способов предъявления претензий к России», — заявил он «Взгляду».

Судя по всему, следующий шаг должна сделать Россия. Пример Эстонии показывает, что тема дискриминации русских весьма плодотворна для общения в рамках международных отношений.

На фото - Рига. Сайт photoclub.by

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/