Как чужого ребенка сделать своим

06.06.2007 Автор: Елена ИЛЬИНА

Многочисленные информационные акции и усилия органов опеки делают свое дело: желающих стать родителями приемного ребенка становится все больше. Но, как говорят специалисты, одного желания осчастливить сироту недостаточно. Надо учиться быть приемными родителями. Ведь маленький человек, перед которым двери настоящего дома распахнулись лишь на миг и вновь захлопнулись, может навсегда потерять веру и в людей, и в ценность собственной жизни.

Родительский страх

Благородное и почетное бремя ответственности для иных приемных родителей оказывается слишком тяжелым, а запас терпения – слишком малым. Случается, что приемные родители осознают это поздно и, не справившись с ношей, возвращают ребенка назад в детский дом.

- Принять в семью ребенка – не то же самое, что завести собаку или купить машину, - говорит Мария Иванова, заместитель директора по методической и опытно-экспериментальной работе Челябинского областного центра «Семья», - это шаг непростой. В первые дни пребывания приемного ребенка в семье родители, как правило, в восторге. Трудности начинаются потом…

Глава государства в своем послании рекомендовал взять курс на расформирование детских домов и приютов путем устройства максимального числа сирот в семьи. Но для этого в первую очередь нужна подготовка.

Центр «Семья» - единственное в Челябинской области учреждение, которое оказывает приемным родителям и детям такую помощь. 6 февраля прошлого года приказом областного министерства социальных отношений на базе центра была открыта «Школа приемных родителей». Для начала южноуральские специалисты отправились в Калугу – набираться опыта. Там подобная структура под названием «Доверие» работает уже восемь лет. Есть такой опыт в Калининграде, Самаре, ряде других крупных городов. Челябинская школа на сегодняшний день – одна из самых молодых в России.

На первом этапе потенциальным родителям здесь предлагается пройти диагностику. Специалисты с помощью тестов выяснят степень эмоциональной и психологической готовности семьи к серьезному шагу, как родители планируют выстраивать отношения между собой, кровными чадами, если таковые имеются, и приемным ребенком.

- Не бывает идеальных семей, - говорит Мария Иванова. – Каждая рано или поздно переживает кризисы. С появлением приемного ребенка скрытые конфликты могут обостриться и осложнить жизнь всем членам семьи. Мы выясняем, какие у родителей есть страхи, опасения, связанные с этим шагом. И наша задача – не поставить семье клеймо «годен» или «не годен», а помочь. Даже если выяснится, что люди пока не готовы к такому шагу – это не приговор.

Как не приговор и неполнота «ячейки общества». За период работы школы здесь побывало 137 человек. Диагностику прошли 33 семьи. Результатом стало усыновление 32-х ребятишек. Из них восемь были приняты в неполные семьи. Одного из детей, рассказывают в центре, усыновила 51-летняя женщина из Златоуста. Еще одна мать уже взрослых детей из Челябинска сейчас готовится взять приемного ребенка.

В «Школу приемных родителей» районные органы опеки направляют все без исключения семьи, желающие сделать чужого ребенка своим. Но законодательство не обязывает потенциальных родителей приходить сюда. Никто не вправе отказать им в усыновлении на основании их нежелания посетить школу. Однако в органах опеки сам факт посещения «Школы приемных родителей» считают показателем готовности семьи к принятию сироты и зрелости такого решения.

Сначала мед, потом деготь

Второй этап «Школы приемных родителей» проходят те, кто готовится ими стать и те, кто стал ими недавно. Адаптация ребенка в семье – процесс многосторонний, говорят специалисты. Первый период пребывания сироты в новом доме они называют «медовым»: ребенок хочет всем понравиться и выполняет все требования. А затем постепенно становится самим собой – и тогда его поступки порой идут вразрез с ожиданиями взрослых. Зачастую они просто не могут понять, почему ребенок ведет себя так, а не иначе.

- Приемные дети – это дети со сложными судьбами, - поясняет заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра «Семья» Светлана Абалмазова. – Одним достался негативный опыт проживания в неблагополучной семье. Другим пришлось «кочевать» из одного детдома в другой. В нормальной семье у каждого ее члена есть личное пространство: мама привыкла читать, сидя на диване, у папы есть любимое кресло… Ребенок, воспитывающийся в детском доме такого представления не имеет: там у воспитанников все общее. И вещи в том числе. Если приемный сын без спросу надел вещь вашего кровного ребенка, тот может воспринять это как воровство. А это совсем не так. И родители должны это понимать.

Взаимоотношения приемного ребенка с новыми братьями и сестрами – тема отдельного разговора. Родные дети, привыкшие к тому, что вся любовь папы и мамы принадлежит исключительно им, как правило, начинают ревновать. Взрослым важно подсказать им, какую роль они могут играть по отношению к новому родственнику: может быть, учителя, может, гида по квартире, а может, воспитателя, если усыновили совсем малыша… Родителям предстоит убедить собственных детей, что отныне их будут любить ничуть не меньше. А это не всегда легко.

- Сказать, что у нас родителей чему-то «учат», было бы не совсем правильно, - говорит Мария Иванова. – Это слово предполагает пассивное восприятия информации. А у нас родители проходят тренинги и очень часто сами предлагают выход из той или иной ситуации.

Труд сближает

Для приемного ребенка, вопреки сентиментальным представлениям, новая семья тоже не сразу становится родной. Для него адаптация в кругу малознакомых, хоть и доброжелательно настроенных людей – испытание не менее серьезное, чем для них. Мешает собственный негативный опыт – ведь по статистике только около трех процентов сирот – «настоящие», все остальные «социальные» - брошенные, ненужные дети, и то, где они воспитывались до детдома, семьей назвать сложно. У таких детей не сформирована модель семьи нормальной. Они не знают, «как надо». Не случайно около 50 процентов выпускников детских домов не могут создать собственную семью.

Поэтому в центре «Семья» занимаются и с детьми, которым предстоит научиться жить в новом доме. Для детей есть проект под названием «Я хочу рассказать о себе». Что ребенок любит, что – нет, как засыпает и как просыпается – все изложенное им потом передается родителям. Это позволяет им узнать нового сына или дочь лучше, а порой и вовсе взглянуть на ребенка другими глазами, чем прежде.

Сейчас специалисты «Школы приемных родителей» готовятся к очередному – плановому – выезду в область. В малых городах и селах тоже есть семьи, желающие взять под крыло сироту. И тоже ведется работа в этом направлении. Активностью отличаются Нагайбакский и Пластовский районы, Коркино, Златоуст.

В провинции приемным родителям нужна особая психологическая поддержка: бывает, что земляки не понимают их стремления заботиться о чужом ребенке и либо усматривают в этом либо поиск материальной выгоды, либо просто крутят пальцем у виска. Но, справедливости ради отмечают специалисты, в большинстве случаев все-таки проникаются сочувствием и уважением.

По наблюдениям сотрудников центра «Семья», в сельской местности чаще берут на воспитание «больших» детей и подростков, причем не боятся усыновить сразу двух-трех детей. В городе же предпочтение отдают малышам. Сельские «приемыши» и адаптируются в семьях быстрее. Им приходится трудиться наравне с родными детьми новых родителей – ухаживать за скотом, работать на земле. Именно то, что ребенок разделяет все заботы семьи, как раз ничем не отличает его от братьев и сестер, помогает стать равным. При этом более практичные по сравнению с горожанами сельские родители часто объясняют приемным детям, на что будет потрачена та часть денег, что заработана их трудом, и привлекают их к планированию семейного бюджета.

…Третьим этапом своей работы с приемными родителями и детьми в центре «Семья» называют сопровождение. На основании договора социальный патронаж осуществляют психолог, социальный педагог, а при необходимости и врач. «Нам важно знать, в каком состоянии находится семья, - поясняет Мария Иванова, - и помочь ей не растеряться в кризисные моменты».

Кстати, ребенок имеет право знать своих настоящих родителей и общаться с ними. Вот только родители, как правило, к этому не рвутся.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск