Проще – не значит легко

25.08.2014 11:15 Автор: Ирина Дурманова Проще – не значит легко

Вчера мой сосед, прописанный в селе Хомутинино, студент одного из челябинских колледжей, наконец-то закончил процедуру оформления документов в Отделении пенсионного фонда Увельского района. Старт был дан в мае, и он рад, что успел это сделать за время каникул.

Самое удивительное, что ему всего лишь требовалось изменить систему получения пенсии по потере кормильца: не направлять деньги в деревенское почтовое отделение, а переводить их на банковскую карточку. Обычная для городского жителя история, решаемая за несколько часов, растянулась на четыре месяца. Увы, простые бюрократические процедуры для сельских жителей до сих пор напоминают взятие Эвереста.

Все началось с того, что Сашина бабушка, Зинаида Васильевна из села Хомутинино, получила поручение от дочери, которая живет в областном центре, узнать, что нужно сделать для оформления перечисления денег на банковскую карточку.

Прежде, чем рассказать о том, как это все происходило, надо отметить, что от села до районного центра 18 километров. Из общественного транспорта есть один междугородний автобус, который следует по маршруту Челябинск –Южноуральск - санаторий «Урал». То есть сельский житель в течение одного дня может либо уехать из дома, либо вернуться. Туда и обратно - не получится. Из Хомутинино в Увельский автобус отправляется в 13.30 часов. Если на нем приехать в пенсионный фонд, шансы получить государственную услугу минимальные. Там всегда большие очереди. Для надежности надо явиться утром. Понятно, что хомутининцы ловят оказию, стараются «сесть на хвост» соседям, обеспеченным автомобилем. То есть в цепочке «человек – Пенсионный фонд» существует три существенные проблемы: попасть туда, выждать в очереди с пользой, и добраться до дома.

Когда Зинаида Васильевна приехала в отделение в первый раз, подумала, что ей несказанно повезло: перед ней в очереди был один старенький дедушка.

- Он и буквы, похоже, забыл, а его заставили заполнять какие-то документы, - рассказывает Сашина бабушка. – Он мучился, пыхтел, а я ждала полтора часа. В результате он так и не смог заполнить документ правильно, и оператор, отложила эту процедуру. Наверное, велела привлечь к этому родственников.

- Я объяснила женщине в окошке, что мне надо, - продолжает Зинаида Васильевна. – Она на словах мне рассказала, какие нужны документы для оформления. Мы – люди пожилые, соображаем хуже, чем в молодости. Я понимаю, что с нами нелегко. Работница пенсионного фонда поступила бы верно, если бы написала на бумаге, какие документы нужны, и кто должен их принести. У меня же осталось понимание, что нужен СНИЛС. Я позвонила дочери в Челябинск, и она мне его переправила.

В следующий раз бабушка появилась в пенсионном фонде с зелененьким ламинированным документам.

- А банковская карточка у него есть? - спросила оператор, – Принесите.

В третий раз бабушка принесла карточку. Не взглянув на нее, оператор спросила:

- А где сам мальчик?

Зинаида Васильевна опять позвонила дочери и велела им приехать самим. В четвертый раз Саше и его маме пришлось преодолевать уже 100-километровую дистанцию. Если деревенские жители к очередям относятся смиренно, то мама, увидев огромное скопление людей в маленькой комнате, поднялась в приемную руководителя. Там пили чай. Она предложила оставить это приятное мероприятие и позаботиться об открытии еще одного окна. Окно тут же открыли, но все равно пришлось ждать очень долго.

Тем абсурднее выглядит следующая претензия оператора пенсионного фонда. Оказывается, фонд работает только со Сбербанком России, а у Саши карточка другого банка. Посетители были отправлены восвояси: открывать счет в нужной структуре. С моей точки зрения, претензии сомнительные, так как мы живем в условиях рыночной экономики, и каждый пенсионер имеет право обслуживаться в том банке, который ему нравится. Но это уже предмет другого разговора.

Счет открыли, карточку завели. У меня выдался свободный день, и я вызвалась помочь соседям - свозить их в районный центр. Тем более, там и у меня были свои дела. Приехали в 11.30 часов.

- С 12-ти у них обед, - обратилась бабушка к Саше. – Но ты объясни, что тебе надо только отдать реквизиты банка, и в очереди не стой.

Не тут-то было. Мы сделали дела в Увелке, поехали в Южноуральск, прошли все строительные магазины, заправились, вернулись. Перед внуком оставалось в очереди еще три человека. Опять обошли все магазины, попили чай с пирожком в кулинарии. Очередь продвинулась еще на одного человека. Не выдержали, отправились в пенсионный фонд. Сели ждать. В зальчике было шумно из-за двухлетней девочки. Ее бабушка с двумя внучками стояла в очереди за нами. Девчушке явно было скучно, она рисовала на маленьких бумажках привязанной к столу ручкой и пыталась ее оторвать, не понимая, зачем нужна веревка. Бабушка старалась ее занять, периодически выходила на улицу, потом опять возвращалась. Жалко было и бабушку, и ее девочек. Я не выдержала.

- А что, у вас регламента оказания услуг не существует? - спросила я у оператора, которая сидела в окне для посетителей по вопросам материнского капитала, и явно скучала без клиентов. - Вы мне можете объяснить, почему человек, которому нужно лишь отдать реквизиты банка, сидит здесь уже четыре часа?

- Вы думаете, это простая процедура? - в свою очередь задала мне вопрос оператор.

Я ей ответила, что и мне это приходилось делать в Челябинске. Я пробыла в отделении пенсионного фонда Центрального района не более десяти минут. Кстати, в мою историю оформления пенсии не верит ни один деревенский житель. Я пришла в отделение ПФ за две недели до 55-летия, посетила структуру три или четыре раза. Ни разу не задерживалась там больше получаса. Если в коридорах скапливался народ, тут же из кабинета выходила сотрудница и узнавала, кто и с какой проблемой сюда пришел. Очередь исчезала.

Я тогда приятно удивилась и всем рассказывала, что мы научились работать в системе госуслуг, эффект явный и заметный. В последние годы мне пришлось продавать и покупать квартиры, оформлять наследство. Система работает оперативно, люди чувствуют себя людьми как с той стороной единого окна МФЦ, так и с этой. Село в этом смысле наоборот откатилось на несколько лет назад. Чтобы получить справку по месту жительства о составе семьи, нужно снова ехать в районный центр. Якобы, полномочия переданы в район во имя экономии бюджетных средств. Надо бы посчитать, в какие дополнительные затраты оборачивается эта «экономия» для сельчан, вынужденных на перекладных за десятки километров ехать в официальную структуру «места жительства». Те же проблемы с медициной, но это тема другого разговора.

Саша наконец подошел к желаемому окну и сел писать заявление. Озираясь на меня, оператор, чтобы якобы не тратить время, пригласила следующего очередника, как раз ту самую бабушку с двумя девочками. И какого же было мое удивление, когда я узнала, что ей требовалось отдать квитанцию, подтверждающую подачу объявления о потере документа в газету! Комментарии, как говорится, излишни.

Когда мы возвращались домой, я сказала своим соседям, что они сами во многом виноваты. Существуют электронные очереди и записи по телефону. Обладатели талонов должны обслуживаться в строго назначенное время. От сельских жителей не поступает социальный заказ на решение этой проблемы, поэтому никто и не шевелится. В городе люди ценят свое время, требуют к себе уважения, и система поворачивается к ним лицом. Про электронные очереди и предварительные записи Зинаида Васильевна услышала впервые. По правде говоря, информации об этом и я в зале ожидания не заметила.

- Ну и потом, - предположила соседка, - если бы я приехала с талончиком и увидела бы в очереди бабушку с двумя детьми, мне бы совесть не позволила подойти к окошку раньше других.

Вот такой он, деревенский менталитет. Зинаида Васильевна, несмотря на всю эту неприятную историю с оформлением карточки, осталась довольна, что задачу выполнила, и Саше больше не придется каждый месяц приезжать в деревню за пенсией. С учетом уже упомянутой проблемы с общественным транспортом, это всегда было сделать проблематично. Да и дороговато. На карточку получать деньги проще, хотя и добиться этого было не очень легко.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск