Будет подделано

26.04.2007 Автор: Елена ИЛЬИНА

Контрафактный бизнес по доходности стоит на четвертом месте после торговли оружием, наркотиками и телом. По подсчетам, прибыль с каждого проданного за сто рублей нелицензионного DVD-диска составляет порядка 65 рублей. Очевидно, что, пока такая ситуация сохраняется, подделки есть и будут. Тем более что в спросе нет недостатка. «Благодаря» этому, бюджет недополучает средств, зато российская репутация сполна получает ущерб. О том, какими методами ведется борьба с контрафактным злом, самое время поговорить сегодня, во Всемирный день интеллектуальной собственности.

По утверждению специалистов, разгул контрафакта – не что иное, как плоды неконтролируемого рынка 90-х годов. Правда, с тех пор пираты выросли, возмужали и расплодились. Ушли в прошлое квартиры, битком набитые видеомагнитофонами, где штамповалась нелицензионка. Теперь правоохранительные органы, работающие в сфере защиты интеллектуальной собственности, имеют дело с целыми подпольными цехами – с мощным производством и налаженным рынком сбыта.

Заместитель начальника ОРЧ УБЭП ГУВД Челябинской области Станислав Якубовский привел статистику: за I квартал нынешнего года выявлено 53 преступления против авторских прав на программное обеспечение, видео- и аудиопродукцию. В аналогичном периоде прошлого года их было 14. За три месяца 2007-го заведено 11 уголовных дел, из них шесть – по незаконному использованию продукции Microsoft. Кроме этого, в I квартале было зафиксировано 51 правонарушение, связанное с распространением контрафактной продукции. Штрафы за такие «проделки» составляют от 10 до 15 тысяч рублей. Правда, как посетовал начальник отдела управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД Челябинской области Сергей Бутенко, и они зачастую остаются неуплаченными. Так что пираты отделываются потерей продукции.

Контрафакт поступает к нам в основном из Москвы, Самары, Уфы, меньше – из Екатеринбурга. Самую большую долю в потоке нелицензионки по-прежнему занимают DVD-диски. Стало быть, самые большие потери несут кинокомпании. Так, производитель фильма «Мистер Бин на отдыхе» оценивает ущерб от одного проданного пиратского диска в 40 тысяч долларов.

Правда, правообладатели тоже не дремлют. Особенно те, кто занимается программным обеспечением. Как рассказал начальник юридического отдела НПП «Гарант-Урал» Алексей Голубков, особенно трудно предприятию приходилось в 90-е годы, когда подделки его продукции продавались буквально на каждом углу. Тогда «гарантовцы» выработали собственную систему борьбы с «ворами». Первый метод – силовой – привлечение к ответственности. Второй – профилактическая работа. Проще говоря, рассылка предприятиям и организациям писем с предупреждениями. И, наконец, работа просветительская: разъяснения, в чем, собственно, отличие лицензионной продукции от поддельной. Результат – более двух десятков дел, доведенных до суда. Кстати, пользователей за «употребление» нелицензионки не наказывают. Ответственность несут организации и предприятия.

Главный корень зла специалисты видят в том, что лишь малой части населения по карману качественная продукция. Проще купить DVD-диск в подземном переходе за сто рублей, чем переплачивать в несколько раз за лицензионное соглашение. На этом соображении и зиждется вся пиратская деятельность. Любопытный пример. Когда в продажу поступил «Ночной дозор», была проведена акция: диски продавали по 99 рублей. Ни одной подделки обнаружено не было.

Увы, массовым такое начинание не сделаешь: производители погорят. А удешевление лицензионной продукции хотя бы в два раза ситуацию на рынке не изменит. Пиратские копии все равно окажутся дешевле, и на них будет спрос.

А пока будет спрос, будет и предложение, без ложного оптимизма говорят правоохранители. Правда, положительная тенденция все-таки наметилась. И именно со стороны спроса. Хотя, по статистике, 90 процентов всей предлагаемой продукции сегодня составляет контрафакт, все больше потребителей выбирают качество, пусть даже дорогое. Как сказал Станислав Якубовский, «на каждый продукт найдется свой покупатель». Да и многим предпринимателям надоедают конфликты с законом, и они переходят на торговлю лицензионным товаром.




Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск