Бегемот для Розенбаума

20.06.2012 15:26 Автор: Наталья ФИРСАНОВА

Дружеские шаржи на известных челябинских докторов и пациентов, библейские и античные сюжеты в камне, смеющиеся животные и бронзовые вожди – все это сегодня можно увидеть в экспозиции музея истории медицины города. Автор работ – челябинский художник-скульптор, в прошлом детский врач-отоларинголог Сергей Теличко. Его персональная выставка открылась в минувшую пятницу, в канун дня медицинского работника. Она приурочена к 60-летнему юбилею мастера.

На работу – с промокашкой

«После сорока жизнь только начинается», - в этом теперь уж точно убежден Сергей Теличко. В 1976 году он окончил Челябинский медицинский институт. Работал в детской больнице № 8, в оториноларингологическом отделении клиники ЧелГМА, заведовал ЛОР-отделением детской областной больницы, был главным детским врачом-оториноларингологом области. При этом всегда увлекался художественным творчеством. В школе, как многие его ровесники, ходил в изостудию. И когда стал доктором, не мог отказать себе в удовольствии порисовать. Поэтому под рукой постоянно имел промокашку и карандаш.

- Иногда внутри что-то загорается, и неудержимо хочется рисовать, - объясняет свою страсть Сергей Николаевич.

Он рисовал везде: в трамвае, по дороге на работу, в поликлинике и стационаре, дома и на отдыхе. Так на ходу появлялись дружеские шаржи на институтских преподавателей, пациентов, медсестер, врачей. В «портретной галерее» - офтальмолог Валерий Экгардт, гастроэнтеролог Вадим Земляков, лор-врач Виктор Ростовцев и другие специалисты, чьи имена хорошо известны не только в медицинском сообществе.

- А как похоже изобразил, - разглядывая рисунки, улыбаются доктора, пришедшие на открытие выставки.

В коллекции Теличко встречаются и другие персонажи. В свое время они чем-то приглянулись художнику, и он захотел запечатлеть их. Например, рубщик мяса.

- Мы с дочкой (она тогда была совсем маленькая) пошли на рынок, - рассказывает историю очередного рисунка Сергей Теличко. – Я увидел рубщика мяса. Такой колоритный мужчина, что сразу захотелось его изобразить. Взял листок, карандаш, начал рисовать. Мясник заметил это, приосанился, стал позировать.

А вот картина «Любимые башмаки» - отчасти подражание известному натюрморту Ван Гога. Правда, пара штиблет, нарисованная Теличко, - это небольшая, но не менее творческая часть его биографии.

- Когда-то мы с женой занимались бальными танцами, - вспоминает автор. - И я выходил на танцпол в таких замечательных башмаках. Конечно, они давно износились. Зато память осталась вот в таком художественном виде.

Перемена халатов

… А потом появилась новая любовь, которая круто изменила жизнь доктора. В свободное от работы время он стал посещать студию скульптуры и керамики Валентины Егоровой, брать уроки в мастерских художников Паисия Фоминых и Владимира Мишина.

- Я начал работать с деревом, - говорит Сергей Теличко. – Вот, например, замечательный персонаж – дворник баба Ася. Увидел, как она подметает улицу, и сделал ее из орехового дерева. Потом увлекся пластиком – с этим материалом приятно работать. Делал из него фигурки зверей. Однажды приехал коллекционер из Финляндии и купил у меня сразу 70 штук. Заодно посоветовал обратить внимание на камень.

Дело было в начале 90-х годов. В городе практически невозможно было найти специальную литературу. Камнерезному мастерству пришлось учиться методом проб и ошибок.

- Купил в «Самоделкине» глыбу змеевика. После работы менял белый халат на темно-синий, спускался в подвал к слесарям, где на наждачном круге обрабатывал камень, - рассказывает Сергей Николаевич.

Однако труды не оказались бесплодными. Сделал симпатичного смеющегося бегемота – на радость детям. Скульптура понравилась коллеге – Александру Розенбауму. И тот, во время визита в наш город, купил бегемота у врача-скульптора. Да вдобавок заказал бультерьера. Теличко заказ выполнил.

- Я тогда понял, что на правильном пути, - утверждает мастер.

… Он ушел из медицины, чтобы целиком посвятить себя творчеству. С тех пор прошло двадцать лет.

- Сначала очень скучал. Особенно обидно было, когда родители бывших пациентов перестали здороваться – ведь врач интересует людей только тогда, когда он что-то может сделать для них, - признается Сергей Николаевич. - Но время лечит, и я пережил это. К тому же переход от медицины к скульптуре оказался плавным. Когда я был отоларингологом, много оперировал. В работе скульптора тоже используют хирургические инструменты: скальпель – для воска, шпатель – для лепки… Ну, а для камня – бормашина.

Политическая цепочка

Для своих творений мастер использует разные материалы. Но самый любимый – камень, особенно агат. По словам мастера, каждый камешек агата неповторимый, каждый имеет свой рисунок, цвет, форму и… свою душу. Главное – уметь разглядеть это и донести до зрителя. Теличко «видит» в камне образы античной мифологии и сюжеты Священного Писания.

- Агат снаружи неприметен, но внутри может оказаться нечто фантастическое, - делится личным опытом мастер. – Выбираешь камень, и обязательно из него что-нибудь получится.

Так родились «Флора», «Даная», композиция «Похищение Европы» и другие работы. А библейский сюжет о Юдифи настолько вдохновил мастера, что его скульптура принесла в 2000 году победу на конкурсе «Лучший камнерез Урала» в Екатеринбурге.

Внимание гостей выставки привлекла бронзовая группа вождей «мирового пролетариата»: Маркс, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев. Возможно, автор продолжит политическую цепочку. В будущем.

- Это работы – шутки, - комментирует скульптор. – Может быть, позднее вернусь к этой теме, появятся новые персонажи. Пока время не пришло. Боязно, если честно…
- Сергей Николаевич, а к врачебной практике не хотели бы снова вернуться? Все-таки почти двадцать лет посвятили медицине.
- Я сделал выбор. И нисколько не жалею об этом. И любимая жена одобряет.

Татьяна Вячеславовна, врач-офтальмолог, - теперь единственный врач в семье Теличко. Дети выбрали другие профессии: сын – инженер, дочь работает в банковской сфере.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск