Год – на духовность

27.03.2012 09:08 Автор: Наталья ФИРСАНОВА

С 1 сентября во всех челябинских школах появится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Его будут изучать четвероклассники.

Курс состоит из шести модулей. Родителям и детям надо выбрать только один. Проблема в том, что большинство из них в глаза не видели ни методик, ни учебников, по которым школьников собираются учить. Отсутствие информации порождает заблуждения. Некоторые взрослые боятся, что, изучая, например, основы православной культуры, ребенок превратиться в «шибко верующего» и будет с утра до вечера бубнить молитвы. Поэтому на всякий случай отдают предпочтение более нейтральным курсам – «светской этике» или «мировым религиям». Правда, что предложат детям на этих уроках родители также имеют весьма смутное представление.

Чтобы выбор был осознанным, школа должна предоставить родителям исчерпывающую информацию о каждом модуле. Помочь в этом могут и представители официальных религиозных конфессий. На Южном Урале активность проявляет пока только православная церковь. Так, в феврале было подписано соглашение о сотрудничестве министерства образования и науки Челябинской области и Челябинской епархии. Документ, в частности, предусматривает партнерские отношения в деле обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в общеобразовательных учреждениях. Священники пошли в школы, на родительские собрания.

Опытом взаимодействия с педагогическими коллективами и родителями поделился архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан.

- Есть полное взаимопонимание с руководством области, начиная с губернатора Михаила Валериевича Юревича, регионального министерства образования, - говорит владыка Феофан. – Очень много в плане сотрудничества сделали заместитель министра образования Елена Григорьевна Коузова, начальник управления образования Челябинска Светлана Викторовна Портье. Есть замечательные примеры, когда в Челябинске целые школы в полном составе выбирают основы православной культуры. Но, к сожалению, на местах мы не всегда находим понимание.

- А в чем проблемы?

- В некоторых учебных заведениях директора в одностороннем порядке определяют, какой модуль будут изучать школьники. Мне лично приходилось слышать от иных руководителей: не пущу священников на родительское собрание, потому что это мое убеждение. А ведь есть распоряжение председателя правительства и указ президента России, где черным по белому написано: право выбора модуля остается за родителями, детьми с участием заинтересованных религиозных организаций. Иногда бывает так: священник приходит на общее родительское собрание, все объясняет, у людей появляется интерес к модулю ОПК. А потом родители расходятся по классам, и учитель (если получил инструкцию от директора), начинает убеждать их сделать выбор, например, в пользу светской этики или мировой религии, мотивируя тем, что предметы уже апробированы. В то же время говорят, что по основам православной культуры нет ни учителей, ни методик. Таким образом, вводят в заблуждение родителей. Спрашивается: зачем было затевать выборы? Получается, говорим о свободе, демократии, а возвращаемся к старой советской системе образования.

- А, может быть, наряду с православными священниками стоит приглашать представителей других конфессий – мусульман, иудеев, буддистов? Ведь так демократичнее.

- Перед ними никто двери не закрывает. Но, видимо, в других конфессиях нет такой заинтересованности.

- Владыка, на ваш взгляд, почему детям так важно изучать основы православной культуры?

- Я часто задаю себе вопрос: почему нужно убеждать людей в том, что мы имеем право и должны стремиться к изучению своей культуры, своей истории, своей веры. Вся русская литература, живопись, музыка основана на православных традициях.

Основы православной культуры – не враг нашему обществу, а помощник в деле формирования культурного кода, самосознания наших детей и нравственных ориентиров. Патриарх Кирилл сказал замечательные слова: опасно размыть культурный код народа, тогда теряется народ как нация, общество, государство.

Разобраться в вопросах мировых религий, на мой взгляд, четвероклассникам достаточно сложно. Что касается светской этики, то она должна иметь место на всех предметах в школе.

- В таком случае, почему не все педагоги одобряют введение ОПК в школе? Чего боятся родители, которые не хотят, чтобы ребенок познакомился с православной культурой?

- Я могу понять и директоров, и учителей, которые отстаивают модуль «светская этика». Во-первых, бесконечное реформирование системы образования утомило педагогов. Люди не могут сориентироваться, в каком направлении идти. Во-вторых, когда начинаешь беседовать с учителями, оказывается, они сами не понимают, о чем идет речь в курсе «основы православной культуры» - им никто ничего не объяснил. Некоторые думают, что на занятиях детей будут учить молитвам…

Да не закон Божий мы вводим в школах. Никакой миссионерской деятельности на уроках не будет. Речь идет о культурологическом предмете, который способствует определению нравственных ориентиров школьника, чтобы дети научились отличать добро от зла (сегодня эти понятия в нашем обществе весьма размыты), чтобы понимали: в жизни не бывает безнаказанных поступков, за все придется отвечать. Родителям очень важно знать, что именно на таких уроках ребенок услышит, что почитать отца и мать – это его долг, он научится понимать, почему нельзя обманывать, воровать и так далее.

- Но многие родители уверены: они сами способны объяснить детям, что хорошо, что дурно.

- В России семь миллионов наркоманов. Где те родители, которые их породили? Традиции семьи утеряны. Забота о хлебе насущном практически лишает отцов и матерей возможности заниматься воспитанием ребенка, в том числе нравственным. В этом как раз и проблема нашего общества.

- Говорят, новый курс – однодневка? Есть программа для четвероклассников. А что дальше?

- Задача в том, чтобы новый предмет стал сквозным курсом. На сегодняшний день вновь избранный президент РФ Владимир Владимирович Путин поддерживает эту идею.

- Кто будет преподавать основы православной культуры?

- Школьные учителя, прошедшие специальную подготовку. Со временем должна быть создана целая система. Но надо учесть, что и мы начинаем с чистого листа.

У меня есть возможность пригласить лучших профессоров Московской духовной академии, в том числе известного богослова Алексея Ильича Осипова для встречи с преподавателями, чтения им курса лекций.

Я открыто говорю: ставлю своей задачей вложение средств в образование, в социальную деятельность. И буду требовать этого от духовенства, от приходов.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск