Полезные игрушки. Какие подарки актуальны для крохи

15.12.2011 11:47 Автор: Александра ГОЛОВИНА

Что подарить маленькому ребенку? Этим вопросом задаются многие — бабушки и дедушки появившегося малыша, гости и родственники, приходящие отмечать ежемесячный день рождения или наступающий Новый год. Конечно, самый распространенный подарок ребенку — это игрушка. И чтобы выбрать не первую попавшуюся, а полезную и развивающую, нужно иметь представление о том, какие игрушки наиболее актуальны в разные периоды жизни малыша. А родителям будет полезно узнать о том, как через игру развивать своего ребенка. Профессиональные советы дает психолог Елена Золотова.

Погремушечный период

Первые игрушки у малыша могут появиться с полутора месяцев. Конечно же, главной среди них будет погремушка. Самые первые погремушки — это подвески, которые располагаются на расстоянии полусогнутой руки ребенка в кроватке или в коляске. На них ребенок смотрит и со временем начинает стучать. Не бойтесь подарить или купить лишнего, ведь их необходимо менять. Ребенок быстро привыкает к висящим над ним слоникам или кошечкам. Поэтому лучше, если погремушки отличаются по цвету, а фигурки животных - разные. Чем большее разнообразие звуков издают всевозможные подвески — приглушенные, звенящие, шелестящие, тем лучше развивается слух ребенка. При замене обязательно убирайте «отвисевшую» подвеску с глаз малыша, тогда через несколько дней он ее забудет и снова с удовольствием примется ее разглядывать и трогать.

Пригодятся также различные «пищалки» и «шуршалки». Игрушки с такими элементами хорошо привлекают внимание ребенка. А еще желательно иметь «сжималки» - для развития мелкой моторики и активности рук.

Первый год жизни — это вообще «погремушечный» период, когда ребенок учится держать погремушку, перекладывать из руки в руку, бросать и следить за ее падением, прислушиваться к звукам и кусать. В полуторамесячном возрасте погремушкой можно водить вверх-вниз, вправо-влево перед глазами ребенка, чтобы малыш следил за движениями и таким образом поле зрительного восприятия расширялось. С двух месяцев можно греметь погремушкой справа и слева от него, чтобы ребенок следил за звуками и поворачивал голову. Кстати, с этого же времени можно ввести и модификацию погремушки - подвижную карусель на кроватку, крутящуюся над головой. С рождения малыш еще не сможет ее разглядывать, а к этому периоду уже будет следить за ней.

Начиная с трех месяцев, родители могут вкладывать в его ручку погремушку и греметь ей. На этом этапе взрослым следует уделить игре некоторое внимание, то есть научить своего малыша играть. В сознании ребенка не заложено это умение, поэтому если вы хотите его развивать, просто покажите, как это делается. Это касается любых игрушек. Подарили первый паровозик — покатайте его по полу, желательно сопровождая действие звуком: чух-чух-чух! Чем выразительнее вы будете «чухчухать», тем больше паровоз понравится вашему малышу.

Ода пирамидке

Начиная с шести месяцев малышу можно предложить пирамидку, которая будет актуальна и любима до двух с половиной лет, ведь с ней можно проделывать десятки манипуляций: сначала брать и давать колечки, исследовать их рукой и ртом, а в семь-восемь месяцев - двумя руками снимать колечки с пирамидки. В год можно научить ребенка надевать одно-два колечка на стержень. В следующие полгода освойте всю пирамидку. Но не требуйте от ребенка собрать все правильно, если вы не сформировали у него представление о размере — большом и маленьком.

При прорезывании зубов малышам могут помочь игрушки для жевания — прорезыватели. Пусть ребенок с наслаждением манипулирует ими во рту - это не только облегчает процесс появления зубов, но и полезно с точки зрения логопедии, таким образом развиваются мышцы языка, щек, губ. Малыш заговорит быстрее. В полгода интересной развивающей игрушкой может стать неваляшка. Она развивает разные навыки (хватать, катать, ронять и так далее), а также слух. Уже на неваляшке можно учить показывать глазки, носик.

Дети начинают катать машинки примерно после девяти месяцев, а собирать первые башенки из кубиков - после десяти. Есть также игрушки «без возраста» - мяч (с которым, кстати, играют и взрослые) и качели.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился ухаживать за собой и за другими, подарите ему куклу (в один год). Игрушка будет актуальна как для девочки, так и для мальчика. Ничего страшного нет в том, что мальчишка научится одевать куклу, причесывать и кормить. Посредством куклы очень легко обучить детей вежливости. Например, мама приветствует малыша при встрече: «Здравствуй, Ванечка!» Когда ребенок кормит куклу, то она в ответ маминым голосом может сказать «спасибо» или пожелать спокойной ночи, в случае если малыш пошел спать. Кстати, с куклой ребенка проще укладывать. Когда родители обращаются к «приятелю» и говорят, что ему пора спать, малышу будет проще самому пойти в постель, ведь его другу необходим сон. Кроме того, именно с помощью куклы ребенок запоминает части тела — ножки, ручки, глазки и так далее.

Девочкам также можно подарить машинки — как легковые, так и грузовые. Ничего плохого нет в том, что девочка будет разбираться, где кузов, а где руль.

Нельзя недооценивать актуальность музыкальных игрушек. Различные колокольчики, маракасы, бубны, а позже и металлофоны, дудочки, барабаны... Конечно же, родители должны показать, как обращаться с каждым музыкальным инструментом.

Если вы идете в гости к самым маленьким, можно сделать подарок и ему, и маме. Подарите бусы и попросите мамочку надевать их во время грудного вскармливания. Во время еды ребенок будет трогать бусинки и перебирать их, что приводит к развитию пальчиков.

Книжные страницы

Хорошим подарком могут стать детские книжки. Но к ним предъявляются недетские требования. Книга должна быть сделана из многослойного картона, с толстыми нервущимися страницами. Естественно, преобладать должны картинки. При этом желательно, чтобы персонаж был изображен на всю страничку и к нему прилагался лишь небольшой текст. Читать текст желательно с максимальной выразительностью, чтобы заинтересовать ребенка. Тот персонаж, который удается маме лучше всего, и станет самым любимым. Не следует ругать ребенка за порчу книг. Можно пару не самых удачных экземпляров отдать ему на растерзание, чтобы он познакомился с бумагой и ее свойствами. А остальные книги нужно убирать.

Вообще, в зоне видимости стоит оставлять не более десяти игрушек, а остальные прятать, чтобы сохранить эффект новизны. Тогда ребенок будет с большим интересом исследовать игрушку. Завал игрушек приведет к тому, что малыш будет брать какую-то вещь лишь на секунды, потом бросать, - тем самым развивается высокая переключаемость внимания. Долгосрочными игрушками, развивающими фантазию малыша, станут фигурки домашних и диких животных — кошки, зайца, собаки, медведя, коровы и так далее. Животные ценны сами по себе, к тому же для них можно строить загородки из кубиков или кормить пластилиновыми зернышками. Такие игрушки будут актуальны лет до пяти- шести.

Популярны в магазинах музыкальные панельки с кнопками, которые также способствуют развитию мелкой моторики. Но самыми интересными игрушками могут оказаться совершенно бытовые предметы — разного рода коробочки, жестяные баночки из-под печенья и кофе, ложки и кастрюли с крышками. Чем больше вариантов игры с одним предметом вы сможете предложить, тем лучше. Например, кастрюлю можно использовать как барабан или как баскетбольное кольцо для мяча.

Когда малыш начинает ходить, можно ему подарить каталку. Если хотите, чтобы он научился шагать как можно быстрее и лучше, то стоит взять каталку на палочке, которую надо толкать перед собой.

Ближе к двум годам можно предлагать более интеллектуальные игрушки, например разрезанную картинку на доске или кубиках, которую необходимо собрать.

Основные требования к игрушкам:

  • Безопасность. С точки зрения качества исполнения игрушка не должна нанести вред ребенку. Не берите машинку, если от нее пахнет химией и с нее слезает краска.
  • Яркость и привлекательность.
  • Понятность. Для деток раннего возраста лучше выбрать более понятные формы. Шрек на палочке пока не узнаваем.
  • Если есть возможность купить только одну-единственную игрушку, выбирайте пирамидку.
  • Разнообразие. Игрушки у ребенка должны быть разными по материалам, по цвету и форме.
  • Уборка. Обязательно убирайте на некоторое время игрушки в контейнеры, ящики, чтобы малыш их не видел. Тогда каждая вещь, которую вы достаете время от времени, будет его радовать.

Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск