Если ваш ребенок первоклашка

31.10.2011 09:24 Автор: Александра ГОЛОВИНА

Подходит к концу первая учебная четверть, для учителей и родителей первоклассников это конец адаптационного периода в школе. По результатам сентября и октября уже можно судить о том, как ребенок влился в коллектив, насколько он подготовлен к школе, и есть ли у него трудности при общении со сверстниками. Если есть, надо решать проблему. О том, как это сделать, рассказывает психолог Елена ЗОЛОТОВА.

- Сначала необходимо понять, - считает специалист, - смог ли ребенок найти общий язык с одноклассниками, проблема ли для него подружиться? Выстроил ли он уважительные отношения с учителем? Освоил ли новый режим дня и жизни, вошел ли в систему? Именно родители должны выяснить, остались ли какие-либо вопросы у школьника к этому времени, и если их не удалось избежать, то постараться помочь ему.

Будьте активны

Задача родителей состоит в том, чтобы наладить плотный хороший контакт со школой. В первом классе не надо ограничиваться формальным посещением родительских собраний. Нужно постоянное общение с классным руководителем. Родитель должен знать учителя, его стиль преподавания. Тогда требования педагога не будут казаться инородными, чрезмерными. Разговаривайте с учителем вашего ребенка, но не будьте назойливы, выясните, в какое время педагогу удобнее всего с вами общаться, чтобы разговор стал максимально эффективным. Обязательно нужно обсуждать успехи ребенка, требования учителя и школы, планы по внеклассным мероприятиям, микроклимат и проблемы класса. Если родитель знает проблемы, он сможет помочь ребенку.

Помните, что вы не заказчик услуг, которые вам должна предоставить школа, а активный участник процесса. Присоединяйтесь по мере возможности, к школьной жизни, будет здорово вывезти класс на экскурсию или провести совместный праздник. Родители могут формировать микроклимат класса. Будет полезно войти в родительский комитет, а также поддерживать связь с другими активными родителями, тогда вам будет проще участвовать в решении вопросов.

Хвалите обоснованно

Придя в первый класс, ребенок попадает в новый коллектив. На этом этапе можно повлиять даже на круг общения. Пообщайтесь с родителями понравившихся вам ребят, позовите их на совместные прогулки, пригласите этих детей на день рождения ребенка, проведите совместные мероприятия. При разборе домашних заданий (если они задаются) обязательно послушайте мнение первоклассника, пусть даже и неправильное.

Если у ребенка учеба вызывает отвращение, ваша задача сделать этот процесс приятным. Заинтересуйтесь сами учебным процессом, внимательно выслушивайте ответы, поощряйте вопросы, ищите ответы вместе. Проявляйте неподдельное внимание к умозаключениям вашего школьника, подзадоривайте его познавательный интерес. Старайтесь реже его ругать, меньше обращать внимания на негативные результаты. Зато не скупитесь на обоснованную похвалу. Например, написал ребенок 20 букв «а», и только одна из них не состоит из закорючек, а действительно похожа на первую букву русского алфавита. Спросите, какая из букв ему понравилась больше всего, укажите на ту, которая понравилась вам, скажите, что считаете ее красивой. Ребенок должен понимать, за что его хвалят.

Находите мельчайшие способности и авансируйте их, хвалите за них. Любит разглядывать букашек? Предположите, что он, возможно, станет биологом.

Обязательно следите за своими высказываниями о школе и классном руководителе в частности. Если вы будете проговаривать при первоклашке, что в школах сейчас ужасные правила, или что программа перегружена, знайте, что все негативные эмоции будут им усвоены. Кроме того, высказывания он может обернуть в свою сторону, и скорее всего, не станет прилежно учиться.

Наточите карандаши

То, что кажется элементарным для взрослого человека, может показаться невероятно сложным для ребенка. Родителям важно помочь своему чаду в организации всего учебного процесса. Полезно будет завести некое руководство, где совместно (это важно!) с ребенком будут прописаны последовательные шаги: прийти из школы, разобрать портфель, нужные учебники оставить на столе, ненужные убрать на полку. Если ребенок уже читает, план можно прописать, если нет, подберите подходящие картинки в журнале, вырежьте и наклейте вместе с ребенком, это поддержит в нем интерес к учебе.

Если вы видите, что на рабочем месте у первоклашки беспорядок, то лучше принять меры. Сядьте с ребенком и очень серьезно все обсудите, где ему будет удобно держать ручки, а куда лучше складывать тетрадки. Конечно же, у школьника должно быть по возможности отдельное рабочее место, причем желательно изолированное от различных отвлекающих факторов, таких как телевизор и компьютер. Лучше, если над столом не будет висеть никаких постеров, картинок и так далее. В идеале у ребенка должен быть свой стол, полки, где в свободном доступе стоят учебники, словари, энциклопедии. Обязательно должна быть карандашница с огромным количеством наточенных карандашей и ручек, так как школьники имеют обыкновение их терять.

Чтобы навести и поддерживать порядок, надо после совместного обсуждения положить все вещи, необходимые для учебы, на свои места, а потом контролировать, чтобы каждый вечер после выполнения домашних заданий ребенок все раскладывал по местам. Это по силам даже первоклассникам.

Кстати, приход ребенка из школы также можно детализировать: пришел, разделся, помыл руки, покушал, помыл за собой посуду, передохнул, сел за уроки. Если все прописать правильно и контролировать выполнение занятий, то школьник быстро втянется в процесс, на создание новых привычек уйдет около двух недель, и тогда его не придется подгонять, что сохранит хорошие взаимоотношения между ребенком и родителями.

Устраивайте перерывы

У детей по-разному проходит процесс подготовки уроков, кому-то проще сделать сначала тяжелое задание, самое затратное, чтобы потом легко решить остальные. А некоторым наоборот необходимо начать с того, что проще, вовлечься в процесс, и перейти на более сложные предметы. В любом случае, между подготовкой предметов необходимо делать перерывы, чтобы ребенок могу отдохнуть. Смотрите, чтобы перерыв не превратился в «залипание» у телевизора или прохождение очередного уровня компьютерной игры. Эти процессы быстро отвлекают внимание, затягивают, требуют сосредоточенности. Вернуться к учебе будет непросто.

Лучше использовать более лаконичные виды отдыха: перекус, игра с домашними животными, общение с родителями, полив цветов. Перерывы должны нравиться ребенку, поэтому не стоит его заставлять мыть посуду между математикой и чтением. Важно создать установку: сделал дело - гуляй смело. Настаивайте на том, чтобы выполнение домашнего задания не затягивалось, не скупитесь на стимулирование. Но не забывайте про индивидуальный темп ребенка, который зависит от его характера и типа личности. После подготовки всех уроков предоставьте школьника самому себе: прогулки, мультики, рисование, чтение, даже безделье.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск