Продавцов научат отказывать подросткам

18.03.2011 15:19 Автор: Наталья ФИРСАНОВА

Челябинск присоединился к общероссийской программе, направленной на предотвращение продажи сигарет несовершеннолетним.

По данным социологов, к 17 годам курят 30 процентов молодых россиян. Чаще всего первый «никотиновый опыт» дети получают в 12-13 лет. Именно в этом возрасте ребенку важно завоевать популярность среди сверстников. Самый простой способ – эффектно затянуться сигаретой в компании. Атрибут взросления доступен любому тинэйджеру. В лучшем случае продавщица в киоске укоризненно покачает головой и протянет пачку, указав на угрожающую надпись в черной рамке: «Курение убивает». Но подростков «страшилка» не пугает.

В России уже девять лет существует закон, запрещающий продажу сигарет несовершеннолетним. Правонарушителей наказывают рублем. В основном, теоретически. В 2010 году, например, по двум статьям административного кодекса РФ («Незаконная продажа товаров» и «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров») в Челябинске было выявлено всего 530 правонарушений, с начала этого года – около 30.

- Чтобы выявить недобросовестного продавца, надо зафиксировать факт продажи сигарет подростку. Но ведь около каждой палатки милиционера не поставишь, - комментирует заместитель начальника отдела уполномоченных милиции по делам несовершеннолетних УВД по Челябинску Ольга Вавилова.

Новая программа, предложенная Общественным советом по проблеме подросткового курения, ориентирована на то, чтобы убедить продавцов и владельцев торговых точек в необходимости ответственного подхода к продаже табачных изделий лицам моложе 18 лет. Программу поддержали уже 20 регионов России, в этом году к ней присоединился Челябинск. Значимым событием в ее реализации стало открытое письмо-обращение главы администрации города Сергея Давыдова к работникам торговли с призывом соблюдать закон и не продавать сигареты детям и подросткам. Об этом шла речь и на прошедшей вчера пресс-конференции «Табачные изделия не должны быть доступны для детей и подростков!».

- Я курю с 14 лет. Несколько раз пытался бросить, но не смог, - признался журналистам начальник управления по торговле и услугам администрации города Сергей Березуев. – Если бы 25 лет назад «добрые тетеньки» не продавали мне сигареты, мне бы не пришлось тратить силы на преодоление этой вредной привычки.

Сегодня, по словам Сергея Березуева, администрация города уделяет серьезное внимание проблеме продажи сигарет малолетним челябинцам. В прошлом году, например, проводились совместные рейды с УВД и общественной организацией «Компас». Как показывают результаты такой работы, большинство подростков беспрепятственно покупают табачные изделия.

- Мы провели в Челябинске социологическое исследование, - рассказывает исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская. – По наблюдениям в киосках, небольших продовольственных магазинах, супермаркетах, 67 процентов продавцов не отказались отпустить подросткам сигареты. Всего 27 процентов работников торговли поинтересовались возрастом юных покупателей.

При этом, судя по результатам опроса, 93 процента челябинских продавцов отлично знают о законодательном запрете на продажу сигарет несовершеннолетним, 80 процентов тружеников прилавка имеют четкое представление о том, что за нарушение закона грозит штраф. И, тем не менее, на улицах города становится все больше малолеток с сигаретой в зубах.

В подавляющем большинстве акселератам не отказывают в киосках и магазинах из-за трудности с определением их возраста – паспорт, естественно, не просят (кто ж разгуливает с документами по городу). Впрочем, есть и другая, не мене веская причина, - продавщицы побаиваются агрессивности молодых покупателей, не хотят лишних скандалов.

- Наши специалисты разработали специальную обучающую программу, которая позволит повысить правовую грамотность работников торговли, научить их грамотно, аргументировано отказывать подросткам в продаже табачных изделий, - говорит Анна Сорочинская.

Занятия проводятся в виде тренингов, на которых, в том числе, осваивается «техника» правильного отказа. Оказывается, это целая наука. Психологи совместно с представителями торговых организаций разработали особые фразы, которые помогают вести мирные «переговоры» с малолетними покупателями. Как утверждает Анна Сорочинская, они работают и придают уверенность продавцу.

При отказе в продаже сигарет следует забыть стандартные назидания, типа «молоко на губах не обсохло, куда тебе курить, купи лучше шоколадку». Оценки и советы неуместны. Оптимальный вариант – доброжелательно, но твердо сослаться на Закон РФ «Об ограничении курения табака»: «По Закону, мы не продаем табачные изделия лицам, не достигшим 18 лет».

В настоящее время 13 крупных торговых сетей Челябинска, в том числе сеть киосков «Роспечати» стали участниками этой программы. Их сотрудники проходят обучение.

Организаторы программы уверены, что работа по ограничению доступа детей и подростков к табачным изделиям в Челябинске будет продолжаться.

Однако «за бортом» программы остается множество ларьков и мелких магазинчиков, которые круглосуточно торгуют пивом и сигаретами.

- Год назад в Государственной думе был внесен законопроект о запрете продажи сигарет во временных некапитальных объектах, то есть в киосках. Если закон будет принят, я думаю, мы сможем добиться больших успехов, - подчеркивает Сергей Березуев.

Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск