"Князь Игорь" остался без оркестра

18.09.2006 16:00 Автор: Светлана СИМАКОВА "Князь Игорь" остался без оркестра

Юбилейный сезон Челябинского театра оперы и балета открылся в воскресенье премьерой оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Но зрителей ждал большой сюрприз – оркестр театра объявил забастовку и, просидев весь спектакль в оркестровой яме, не издал ни звука. Солисты, хор и балет работали под аккомпанемент двух концертмейстеров – Надежды Саклаковой и Вячеслава Зуева. В конце спектакля зрительный зал поднялся на ноги и 10 минут аплодировал мужеству артистов.

Шок в начале сезона

Журналисты, как и зрители, ни сном, ни духом не знали о готовящемся публичном протесте. На пресс-конференции перед началом сезона художественный руководитель театра Денис Северинов уверял прессу, что конфликт исчерпан, стороны пришли к согласию, буря в оперном улеглась. Но, как оказалось, до самой премьеры ситуация оставалась тревожной. На все обещания руководителей оркестранты отвечали недоверием. И только в 17-00 17 сентября стало ясно, что от своего замысла – бастовать – они не отказались.

Напомним, волнения среди музыкантов начались в конце прошлого сезона. Оркестранты, в основном молодые, усмотрели в действиях руководства театра массу нарушений. Это касалось и оплаты их труда, и количества репетиций. Читатели наверняка помнят, СМИ в начале лета опубликовали обращение оркестра оперного театра к губернатору Петру Сумину. В театре прошло несколько собраний. С музыкантами встречались руководители театра оперы и балета, министр культуры области и его замы. Но консенсуса достичь не удалось. Стороны вели себя несдержанно, слишком эмоционально. Ни руководству, ни самим возмутителям спокойствия явно не хватило конструктивизма.

Но к осени конфликт как будто бы стал затихать. Театр активно готовился к юбилейному сезону. В его стенах шел ремонт. Солисты, хор и оркестр интенсивно работали над постановкой оперы «Князь Игорь». В таком же режиме жила и балетная труппа, готовя премьеру «Ромео и Джульетта». Накануне открытия сезона художественный руководитель Пермского оперного театра Георгий Исаакян – именно он работал над «Князем Игорем» - сказал мне: «Я восхищен работоспособностью коллектива театра. Такое – две грандиознейших премьеры в самом начале сезона – может себе позволить разве что Мариинка».

Но по воле оркестра произошло нечто другое. Давайте взглянем на вечер премьеры в минувшее воскресенье глазами зрителей. Кстати, надо отметить: зал был полон нарядной публики. Она предвкушала удовольствие. Взамен на сцену вышел Денис Северинов и объявил о решении оркестра бастовать. Вряд ли до всех сразу дошли его слова. Многие с недоумением вместо увертюры услышали грохот устанавливаемых на сцене декораций. Кто-то, явно с обостренным чувством юмора, выкрикнул: «Браво оркестру», - имея в виду скрежет за занавесом. Зал на шутку зааплодировал. В оркестровой яме стояла гробовая тишина, хотя все музыканты заняли свои привычные места.

Спектакль начался, но из оркестровой ямы раздались только звуки фортепиано. Зал не услышал музыки Александра Бородина во всем ее великолепии. А солисты выходили и пели свои арии, дуэты, ансамбли, хор звучал практически акапелльно. Что же чувствовали зрители?

Раиса Александровна:

- У меня был шок. Такое скопление зрителей! Начало юбилейного сезона – и вдруг... Все было настолько непривычно для оперы. Особенно меня смутила сцена «Половецкие пляски». Балет под звуки фортепиано – так смешно, как деревенские топотушки. После первого действия я ушла, хотя была восхищена мужеством актеров.

Наталья Николаевна:

- А я осталась до конца спектакля. И мне более всего понравился третий акт. Он начался живо, профессионально – видимо, солисты и хор привыкли к ситуации, к ним вернулись спокойствие и уверенность. Знаете, я считаю, во всем надо находить хорошие стороны. Я своим подругам говорила: «Мы такого спектакля больше никогда в жизни не увидим и не услышим – опера под фортепиано! Это же эксклюзив». Мы на всю жизнь запомним этот спектакль и будем о нем детям и внукам рассказывать. К тому же руководители театра обещали, что с этими билетами мы можем прийти на следующий показ «Князя Игоря». Я обязательно пойду.

На искателей правды подали в суд

Несколько лет назад подобное случилось в Екатеринбурге. Оркестр сорвал премьеру оперы. Наши соседи отменили тогда спектакль. Но, как сказала художественный руководитель нашей оперной труппы Галина Зайцева, в Челябинске оркестру не удалось поставить весь театр на колени.

Оркестр нашего оперного театра нашел поддержку не у всего коллектива. Очень многие артисты хора, солисты и работники других цехов возмущены решением музыкантов бастовать. Они поставили под удар огромную работу целого коллектива, считают противники забастовщиков.

Сегодня ситуацию прокомментировал министр культуры области Владимир Макаров (и он, и его заместители были на премьере, хотя вечером уже знали о решении оркестрантов):

- 10 минут после спектакля зал аплодировал стоя! – сказал Владимир Николаевич. – Какими трудами театру удалось вернуть зрителей после 90-ых, вы это знаете. И вот зритель пошел в театр... Я считаю, это было верным решением – не снимать премьеры. Да, конечно, с оркестром опера была бы великолепна. Но я тоже нашел плюсы в возникшей ситуации: впервые я слышал со сцены каждое слово солистов. Впервые их не заглушал оркестр, которым управляет главный дирижер театра Владимир Ферулев. Я часто недоволен его работой как дирижера. А теперь убедился, что он вообще не владеет ситуацией в своем коллективе. Считаю, что он на 100 процентов ответственен за произошедшее в воскресенье. Не сумел убедить, остановить своих музыкантов. Сделал вид, что его это вообще не касается. Оркестранты выдвинули несколько требований, не все объективны. Но ведь мы встречались, мы шли коллективу навстречу. Я им говорил перед отпуском: «Отдыхайте спокойно. Мы будем решать финансовые вопросы». И мы занимались этим. Однако зачинщики забастовки не захотели ждать, они нетерпеливы, недоверчивы. Сегодня их зарплаты соответствуют федеральной тарифной сетке. Для того чтобы их увеличивать, надо изыскивать дополнительные средства, чем мы и занимались. Накануне спектакля художественный руководитель театра издал приказ, в котором говорилось, что зарплата оркестрантам будет увеличена. Но в субботу вечером музыканты заявили, что на приказе нет печати, стало быть, он – фальшивка. И предали весь коллектив, который так напряженно трудился перед премьерой. Учитывая необъективность многих требований забастовщиков, утром в понедельник руководство театра подало заявление в суд на неправомерность действий оркестрантов. Заявление принято к рассмотрению. Завтра станет известно о дате заседания суда.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск