Берёзовая «Маргарита»

11.07.2006 Автор: Мария ЦАПОВА Берёзовая «Маргарита»

В Областном музее искусства проходит выставка челябинского скульптора Александра Карпенко. Небольшие композиции из липы, сосны, кедра, берёзы удивительно пластичны. Они изумляют остротой мысли и необычностью её высказывания.

Скульптор от природы

Сам Александр Карпенко родился 22 марта 1953 года в посёлке Де-Кастри Хабаровского края. В начале 60-х годов семья из России переехала в Казахстан. В середине 70-х Александр поступил в Косовское училище на отделение художественной обработки дерева. Но в училище он попал случайно. Сдавал экзамены в одно учебное заведение, попал в другое. В то время проходил обмен студентами Казахстана и Украины.

Уже в училище выяснилось, что задатки скульптора у Александра Карпенко были от природы. После окончания училища он работал в художественном фонде Кустаная. И практически сразу же стал участником всевозможных зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. В 2000 году переехал в Челябинск.

О городе и горожанах

- Как Челябинск вас принял?

- Не надо думать, что Челябинск встретил меня с распростёртыми объятиями. Квартиру мне не дали. Зато дали мастерскую. И на том спасибо. У меня есть место, где я творю. А это для скульптора важнее.

- Город наш понравился?

- Когда приехал, он показался мне неухоженным. Сейчас город меняется. Ремонтируются дороги, строятся дома. Говорят даже, что материальное положение челябинцев постоянно улучшается. Мы, творческие люди, наверное, в этом плане, напротив, катимся вниз. Я - независимый от государственной политики человек. Свободный. Для меня уровень жизни, материальное положение определяется тем, сколько моих скульптур куплено.

- Челябинцев как можете характеризовать?

- Могу сказать точно, уровень культуры жителей Челябинска резко упал. Если раньше мои скульптуры с выставки расходились практически все, то сейчас покупают намного меньше. Хотя, может быть, люди стали немножко жадными. Еще горожане не умеют сдерживаться в разговоре. Но, по-моему, люди они добрые.

Себя не познал

Экспонируемые на выставке произведения охватывают период творчества Александра Карпенко с 80-х по 2006 год. Экспонаты дают представление о разнонаправленных поисках скульптора. Композиции во многом характеризуют и самого Александра Карпенко. Как говорят его друзья, он всегда разный. В некоторых ситуациях - спокойный, несокрушимый. В некоторых – буйный и непостоянный. Одним словом, «человек настроения». Сам Александр Карпенко говорит, что ещё не познал себя.

Александр Карпенко – человек молчаливый. Нечасто мысли вслух высказывает. Некоторые проблемы носит долгое время в себе. Они ложатся в основу его работ. Героями композиций редко становятся реально живущие рядом люди. Чаще всего, Карпенко воплощает в скульптуре собирательные образы.

Поражает видение автора политических и социальных сторон жизни современного общества. Аллегории в его скульптурах легко прочитываются и изумляют смелостью. Например, отношение к женщине скульптор ярко показал в композиции «Маргарита». За основу взят, конечно же, образ Маргариты Булгакова. Маргарита по роману – ведьма. Александр Карпенко считает, что в каждой женщине сидит колдунья. В хорошем смысле. Любая при желании может околдовать, очаровать мужчину.

Тему любви автор наиболее ярко изобразил в скульптуре «Расставание». Грустная и в то же время изумляющая точностью работа. Карпенко наблюдал любовь других и добавил то, что прежил сам. Она уходит, унося с собой Его сердце. А Он не может пойти за Ней. На пути преграды. В душе остается дыра, пустота.

Композиция «Перемотка» посвящена семейной жизни. Всем известно, что мужчина любит глазами. А вот женщина – ушами. Большинство людей выбирают себе спутника жизни по этому принципу. Не задумываясь над личными качествами человека, его души. Но в течение всей жизни мужчина и женщина перематывают друг друга, то есть постепенно узнают. Он разматывает её снизу, а она его сверху. Так происходит познание друг друга. И каждый в конце жизни имеет, образно говоря, в руках клубок этих познаний.

Нет места политике

К политике Александр Карпенко действительно относится равнодушно. «Моя мастерская – это мой маленький мир, где политике нет места,- говорит скульптор. - Почти половину политиков я оцениваю как пустых «вещателей».

По этому поводу Александр «высказался» в композиции под названием «Оратор». Это сатира. Главная героиня – рыба. Образ опять-таки собирательный. Автор считает, что наши политики говорят слишком много, но их никто не слышит и не желает слышать. Такой «оратор» похож на рыбу.

Небольшая экспозиция работ Александра Карпенко, которая открылась на днях в Музее декоративно-прикладного искусства, к сожалению, не смогла вместить все созданное скульптором к этому времени. Для выставки были отобраны самые лучшие работы автора и разнообразные по тематике. Они интересны зрителям всех возрастов, потому что разговаривают с нами на языке автора, волнуют, заставляют думать. Зрителей привлекает авторское видение образов, их лаконичность, выразительность, а также тонкая ироничность.

Сегодня скульптуры Карпенко находятся во многих музеях России и мира. Некоторые - в частных коллекциях.

Выставка в нашем Областном музее искусств продлится до конца июля.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск