Спонсорство или диалог?

08.04.2008 Автор: Елена ИЛЬИНА

Общественники нередко жалуются, что им в реализации полезных проектов не удается найти поддержки ни у власти, ни у бизнесменов. Первые не дают идеям «зеленого света», вторые отказывают в материальной поддержке. Однако выяснилось, что пути взаимодействия найти не так уж трудно.

Благотворительность может быть выгодной

Разговор о социальной ответственности бизнеса состоялся на заседании круглого стола 8 апреля. Стоит отметить, что общественники оценивают отношение коммерсантов к благотворительности весьма различно. Часть считает бизнес довольно-таки совестливым и сочувствующим к проблемам неимущих и сирот, другие – совершенно черствым.

- Бизнес к социальным проектам глух, - уверен руководитель областного благотворительного фонда «Рука помощи» Николай Щур. - Может откликнуться только тогда, когда его заставят это сделать властные структуры. Хотя, конечно, есть отдельные представители бизнеса, которые поддерживают благотворительные проекты без указки сверху. Но их мало. Пример – программа «Больничные сироты». За год работы нам удалось собрать чуть более 700 тысяч рублей. В основном эти деньги принесли бабушки и так называемые «простые люди», а также представители «очень малого» бизнеса. Зачастую они даже свои имена называть не хотят...

По словам Николая Щура, на сегодняшнем этапе сотрудничество бизнеса и некоммерческих структур носит либо разовый, либо частный характер, когда стороны связывают многолетние отношения. На смену понятию «меценатство» пришло «спонсорство», когда за вложенные деньги предприниматель требует пиара. Так что ни о какой социальной ответственности речи идти не может.

Тема «псевдоблаготворительности» задела за живое всех участников круглого стола. Генеральный директор компании «Канцбюро» Григорий Цукерман заявил, что оказание помощи тем же детям-сиротам под давлением сверху есть не что иное, как завуалированная дача взятки, а отнюдь не социальная ответственность. А государство, в свою очередь, должно заниматься не вымогательством, а пропагандой.

- Бизнесмен рассуждает категориями «выгодно - невыгодно», - пояснил свою мысль Цукерман. - Значит, надо доказать бизнесу, что социальная ответственность для него выгодна – пусть даже прибыль будет получена не сразу. Возьмем такой аспект, как нехватка трудовых ресурсов – каждый бизнесмен сегодня с этой проблемой сталкивается. Сколько у нас людей из мест лишения свободы, инвалидов, больных алкоголизмом и наркоманией? Бизнесмен должен понимать, что если он сегодня вложит деньги в социализацию этих людей, завтра не будет знать недостатка в трудовых ресурсах... А духовное воспитание предпринимателя – это уже совершенно другой аспект. Меценатом может быть не только бизнесмен, а кто угодно.

Кстати, в организации взаимодействия общественников и бизнеса предприниматели отводят немалую роль Общественной палате. Если бы эта структура взяла на себя роль аккумулятора потребностей некоммерческих объединений и возможностей бизнеса, им, возможно, было бы легче найти друг друга.

Жители одной планеты

Общественники признают, что на первых этапах молодые организации и сами совершают ошибки. Главная из них – возникновение на пустом месте с последующим «выпрашиванием» денег, пусть и на благие цели. Как правило, у такой организации средства тратятся впустую и не приносят сколько-нибудь ощутимой пользы.

По словам руководителя благотворительного фонда «Надежда» Надежды Батист, самое умное, что могут сделать молодые общественники, это убедить бизнес выступить учредителем своей организации. И настроиться не на разовые акции, а на каждодневную работу.

Отдельно разговор коснулся отношений некоммерческих организаций и власти. По мнению Николая Щура, если бы власть работала, как должно, общественные организации были бы вовсе не нужны. А правозащитникам, которые зачастую находятся в оппозиции, и вовсе не дождаться помощи от чиновников.

Председатель организации «Центр слуха» Леонид Горелик отметил, что на уровне властных структур правильнее было бы организовать материальную помощь более адресно. К примеру, вместо раздачи слуховых аппаратов – которые кому-то подходят, а кому-то и нет, - оплачивать счета инвалидов за приобретенные приборы. На законодательном уровне решить можно многое. Налоговые льготы для предприятий инвалидов – по-настоящему действенная помощь.

Точку в затянувшейся дискуссии поставил руководитель аппарата Челябинского регионального отделения «Ассоциации юристов России» Андрей Талевлин. Эта общественная организация – самая молодая из всех представленных сегодня за круглым столом. Ей три года, а местному отделению и того меньше – год. Главная цель – повышение правовой культуры населения. Челябинское отделение Ассоциации насчитывает по области шесть пунктов, где юристы дают бесплатные консультации. Проект называется «Социальная адвокатура».

- Я давно работаю в общественном секторе и не вижу никаких препятствий к взаимодействию организаций с бизнесом и властью, - говорит Андрей Талевлин. - Вообще, я не стал бы разделять общественные организации и бизнес: мы живем в одном обществе, на одной планете – и другой у нас не будет. Разумеется, предприниматель стремится минимизировать расходы, но до крайности делать это невозможно. Например, если вкладывать деньги в сохранение окружающей среды, прибыль будет не завтра, но будет: работать в чистом регионе легче, чем в грязном... Власть, на мой взгляд, работе общественников тоже не мешает. Конечно, наша организация, если можно так выразиться «привилегированная», но мы точно так же реализуем социальные проекты. Поэтому отношения между структурами не так уж важны. Важно помнить, что мы все живем для будущих поколений.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск