Автор: Наталья Окорокова

Что мешает челябинским школьникам изучать географию

Южноуральские ребята любят географию, но не всегда имеют возможность изучать ее по-настоящему. Выезды на природу предельно забюрократизированы, организовать их весьма сложно.
Что мешает челябинским школьникам изучать географию

Эксперты считают, что география в школах Челябинской области преподается на очень хорошем уровне. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Такое мнение высказал сегодня, 18 августа, Сергей Захаров, председатель Челябинского регионального отделения Русского географического общества, кандидат географических наук, доцент кафедры географии ЮУрГУ на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс». Встреча с учеными была приурочена ко Дню географа.

Сергей Захаров подчеркнул, что школьники Челябинской области показывают хорошие результаты по географии на предметных олимпиадах. Они стабильно оказываются в двадцатке победителей, что говорит о хорошей подготовке. В 2018 году Вячеслав Боголюбов занял третье место на международной олимпиаде школьников в Канаде.

- Если говорить в целом о географическом образовании, мы общаемся с учителями, они применяют новинки, очень задорные, подвигают географическую науку в школах. Но есть трудности: география в стенах это не география. Организовать выезд на природу, поход очень сложно – все настолько забюрократизировано, что с этим надо что-то делать. Даже в специализированных школах с изучением географии есть ограничения – дети сидят в пределах лагеря. Это проблема для всей страны. Забота о ребенка становится избыточной – он отстранен от природы, - считает ученый.

Шишкоедов.jpg

Интереснейшие формы краеведения существуют в Челябинской области. Палеопарк "Археос" предлагает детям своими руками воссоздать древние орудия труда. Фото Вячеслава Шишкоедова (Южноуральская панорама)

Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования Вячеслав Кузнецов уверен, что Челябинской области с преподаванием географии родного края крупно повезло.

- У нас есть разные варианты изучения географии в школе, начиная от начальной ступени. Даже в детском саду есть программы, которые знакомят детей с окружающим миром. Долгое время мы гордились тем, что у нас один из немногих регионов, где есть интегрированный курс краеведения. Он включает исторический, географический, экономический аспекты, - отмечает эксперт.

На сегодняшний день по закону об образовании формат изучения краеведческих вопросов относится к компетенции образовательного учреждения. Есть школы, где курс краеведения сохранился полном объеме, он преподается в 6-9 классах по часу в неделю. «Честно говоря, таких школ немного», - признается Кузнецов.

1792-1024.jpg

Курсы краеведения есть не только в школах, но даже в детских садах. Однако с практическим изучением географии родного края есть серьезные проблемы. Национальный парк "Таганай". Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Другой вариант преподавания, который был еще в советское время – включение вопросов краеведения в базовые предметы: историю, географию, мировую художественную культуру, естествознание, иностранный язык.

В регионе изданы замечательные учебники по географии родного края. В частности, автором одного из них является выдающийся ученый Мария Андреевна Андреева. Книга, написанная в соавторстве с Анной Сергеевной Марковой, «География челябинской области» вышла еще в начале 2000-х годов, но до сих пор является актуальной, учителя ею постоянно пользуются.

Недавно вышел новый учебник «География. Челябинская область», авторами которого являются члены «Русского географического общества», в том числе Сергей Захаров. Учебник получил высочайшую оценку со стороны ученых Московского государственного университета. Приходят положительные отзывы из других регионов.

Вячеслав Кузнецов не вполне согласен с оценкой Сергея Захарова о том, что для детей есть препятствия в изучении географии.

1536-1024.jpg

В 9 классе многие выпускники выбирают географию для сдачи экзамена. Однако в 11 классе таких ребят катастрофически мало. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- Преподавание в школах, внеурочная работа учителя географии всегда держалось на энтузиастах. Если мы хотим, чтобы дети интересовались не просто географией, а родным краем, это надо поощрять, - считает эксперт.

Он признал, что определенные проблемы с организацией практического изучения географии родного края существуют. Однако на Южном Урале работает известный по всей стране центр детско-юношеского туризма «Космос» в Тракторозаводском районе, есть станция юных туристов в Кыштыме, педагоги и целые центры, которые ведут аналогичную работу по всей области.

Вячеслав Кузнецов привел интересные цифры. В 9 классе, когда дети впервые должны определиться с экзаменом по выбору, очень многие выбирают географию. Это означает, что они уверены в хорошем уровне своих знаний. В 11 классе свои коррективы вносит необходимость поступления в вузы, где география менее востребована. Однако из тех единиц выпускников, что сдают географию, многие сдают ее на высокие баллы. Например, в 2018 году выпускник из Миасса набрал сто баллов и поступил на географический факультет МГУ.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/