Чеслав Горбачевский: «Легенда о Великом Инквизиторе» и в наше время не утратила своей злободневности
Отмечаемый в этом году 200-летний юбилей Достоевского предоставил возможность в том числе заглянуть в прошлое на 100 лет назад, соотнести два юбилея русского классика и попытаться понять, какие из тем «Легенды о Великом Инквизиторе» (небольшого эпизода из последнего романа писателя «Братья Карамазовы»), обсуждаемых на рубеже XIX–XX вв. русскими философами, писателями и поэтами, остаются актуальными. Об этом в своей авторской колонке на Полит74 рассуждает Чеслав Горбачевский, доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидат филологических наук.Достоевский захватывает русские умы так же как и век назад. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Специально для «Полит74». Ведущим авторской колонки выступил Чеслав Горбачевский, доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидат филологических наук.
Фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ.
Универсальной темой Легенды является вопрос веры и неверия, т. е. кому, чему и во что может или даже должен, по мысли Инквизитора, верить человек. В «поэме» утверждается, что Великий инквизитор оказывается там, где человечество соблазнилось тремя дьявольскими искушениями: превращением камней в хлеба (тайной), внешним чудом и авторитетом. Он и там, где пытаются доказать, что правда не нужна для счастья людей, – гораздо важнее хорошо устроиться. Инквизитор там, где утверждается, что счастье безусловно лучше свободы, а временное лучше вечности. По словам Инквизитора, Христос вместо того, чтобы овладеть свободой людей, дал им её ещё больше, вплоть до бесполезной возможности бунтовать. Инквизитор упрекает Христа за то, что Тот задал человечеству слишком высокую планку, пренебрёг спокойствием и устроенностью человека на земле. Спокойствие и благополучие, по Инквизитору, дороже любого свободного выбора в познании добра и зла. Отсюда и мысль Инквизитора: вы, люди, отдаёте мне вашу свободу, которая вам и так не нужна, потому что делает вас несчастными и потерянными, а я вам взамен – всё то, что нужно для настоящего человеческого счастья: материальный достаток и в придачу мою волю за вас, жалких и слабосильных, всё решать. Секрет Инквизитора довольно прост и связан с тем, что в человечестве, за исключением избранных, он видит лишь презираемое им стадо. Примечательно, что Инквизитор не изображён Достоевским примитивным злодеем, вовсе нет – это мудрец, филантроп, говорящий о любви к ближним. Но, начиная с человеколюбия, этот филантроп приходит к деспотизму, а своё якобы вечное царство венчает словами: «И так будет до скончания мира».
- В Челябинске началось благоустройство нового общественного пространства
- В Госдуме предложили поднять стипендии до размера МРОТ
- Гуманитарный штаб «Единой России» направил в новые регионы десятки тысяч тонн помощи
- На Южном Урале 85% выпускников программы «Профессионалитет» сразу находят высокооплачиваемую работу