При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Через прошлое в будущее: Эвакуация, которая изменила Челябинск

Агентство Полит74 запускает новый специальный проект «Через прошлое в будущее». В рамках него мы попытаемся проследить, как знаменательные и памятные события российской истории отразились на состоянии Южного Урала. Участие в проекте будут принимать известные специалисты в области гуманитарных наук, которые расскажут о влиянии глобальных процессов на наш край и попробуют приоткрыть завесу будущего.
Через прошлое в будущее: Эвакуация, которая изменила Челябинск

Первой датой мы выбрали 27 января. В этот день в России отмечалась памятная дата — 80 лет со дня полного снятия фашисткой блокады Ленинграда. Именно 27 января немецкие войска под городом на Неве были окончательно разгромлены в ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции.

Северную столицу и Южный Урал связывают долгие и прочные связи, которые нашли своё конкретное воплощение в период Великой Отечественной войны. В эвакуацию на Южный Урал были отправлены жители осаждённого города, промышленные предприятия, учреждения образования, науки и культуры, а также множество экспонатов ленинградских музеев.

О том, какое влияние это оказало на Челябинскую область нам рассказали Вячеслав Кузнецов, доцент кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ и Андрей Лавров, кандидат философских наук.

БЛОКАДА (6).jpg


В период первых пятилеток на Южном Урале активно развивается промышленность: строятся электростанции, комбинаты и заводы, в том числе и предприятия-гиганты.

Только в годы первого выполнения первого пятилетнего плана на Южном Урале появляется 13 заводов всесоюзного и республиканского значения, а фонды промышленности увеличиваются в 4,5 раза.

Активное участие в индустриализации региона принимают специалисты из других регионов Советского Союза, в том числе и Ленинграда, что закладывает фундамент связей между Южным Уралом и городом на Неве.

БЛОКАДА (16).jpg


Угрожать Ленинграду немецкие войска начали уже в самом начале Великой Отечественной войны. Только за 18 дней нацеленная город на Неве 4-я танковая группа вермахта с боями прошла 600 километров и 9 июля 1941 года заняла Псков, от которого до Ленинграда было всего 280 километров.

Немецкое командование не планировало захват города. В директивах нацистов давались чёткие указания сначала заморить город голодом, затем сравнять с землёй и территорию севернее Невы отдать Финляндии.

8 сентября немцам удалось взять Шлиссельбург и окружить Ленинград, в кольце окружения оказалось полмиллиона солдат и матросов Ленинградского фронта, Балтийского флота и почти три миллиона жителей Северной столицы и её пригородов.

Советскими войсками предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду. Из них успехом увенчалась только операция «Искра», 18 января 1943 года кольцо окружения было прорвано. Полностью снять блокаду удалось 27 января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

БЛОКАДА (9).jpg


В период Великой Отечественной войны, по последним данным, на территорию Челябинской области было эвакуировано 329 промышленных предприятий из самых разных районов СССР.

На их основе открылось 10 новых предприятий. Работа каждого из них выстраивалась по-особому: какие-то (как Харьковский моторостроительный) полностью сохранялись вплоть до названия, а какие-то (как в случае Ленинградского Кировского) встраивались в существующие цепочки производства, давая мультипликативный эффект.

БЛОКАДА (10).jpg


Немало на Южный Урал в годы войны было эвакуировано и заводов-гигантов. В их числе и Ленинградский Кировский завод, на базе которого был развёрнут Челябинский Кировский завод, на котором бок о бок трудились челябинцы и ленинградцы.

За право размещения на своей территории Кировского завода соревновались Свердловская, Челябинская и Чкаловская (ныне Оренбургская) области. Была создана комиссия, из Москвы был выделен самолёт, на Южный Урал прибыл нарком танкового машиностроения Малышев, директор Кировского завода Зальцман с делегацией из 10 человек.

Был произведён пролёт территории всех площадок. Челябинская была признана как самая удобная в плане возможностей расширения площадок и подвоза сырья.

БЛОКАДА (12).jpg


Немало было эвакуировано на Южный Урал и учреждений образования и науки. Только вузов 13. В Челябинскую область прибыло порядка 400 научных работников.

Сюда ещё следует отнести и около 20 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро. Из Ленинграда вместе с архивом, макетами городов и оборудованием был перевезён Государственный институт проектирования городов.

Десятки техникумов развернули подготовку кадров, находясь в эвакуации в Челябинской области. К обучению кадров привлекались специалисты эвакуированных предприятий.

Стоит отметить, что на Южный Урал было эвакуировано большое количество предметов искусства из ведущих музеев Советского Союза. В эвакуацию в Челябинскую область было вывезено 8 театров, их труппы, а также художники, скульпторы, музыканты. Например, к 1942 году состав членов и кандидатов Челябинского отделения Союза художников увеличился с 17 до 51 человека, 21 из них были именно эвакуированные представители творческой интеллигенции.

БЛОКАДА (13).jpg


При подготовке материала были использованы статистические сборники советского периода, научные статьи и публикации. Фото взяты из фотоархивов челябинских музеев и врхивов, музея истории ЧТЗ, Энциклопедии Челябинской области, книг «Мгновения истории. Старый Челябинск в открытках и фотографиях первой половины XX века» и «Уральский исток Транссиба. История Южно-Уральской железной дороги».

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/