Чем заманить в школу молодого учителя
В Челябинске знают, что нужно начинающему педагогу для счастья, однако радикальных изменений от Года учителя не ждут.Молодые педагоги наряду с финансовыми испытывают морально-психологические проблемы. Такой вывод сделали в челябинском управлении по делам образования. В Год учителя, на официальном открытии которого президент России Дмитрий Медведев утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа», эта проблема оказывается совсем не праздной.
Дело в том, что главная задача школ теперь будет заключаться в раскрытии личностного потенциала детей, воспитании у них интереса к учёбе, создании условий, адекватных требованиям современной жизни. А раз так, то многое станет зависеть от того, кто придёт учить детей. Молодые специалисты быстрее приспосабливаются к нововведениям, а значит, приоритетом будет привлечение в учебные заведения выпускников педвузов.
Но как заполнить школы энергией молодых? Сейчас в образовательных учреждениях страны работает всего лишь 7 – 12 процентов молодых специалистов (такими принято называть учителей, которые после окончания института трудятся первые три года). Челябинск статистику подтверждает. Всего в муниципальных образовательных учреждениях работает около тысячи молодых педагогов. Это капля в море.
– Однако в этом учебном году в школы Челябинска пришло более трёхсот молодых специалистов. Это больше, чем раньше. Главное, чтобы они не уволились в первый год работы, как это часто происходит, - отметила заместитель начальника городского управления по делам образования Елена Коузова.
Чем заманить молодых учителей в школы? На этот вопрос и сами педагоги, и руководители, работающие в сфере образования, отвечают хором: «Нужно повысить зарплату!» В Челябинске, например, выпускник педвуза, став учителем, получает шесть-семь тысяч рублей. И это со всеми надбавками, которые в Челябинске производятся молодому специалисту! (А средняя зарплата учителя в нашем городе – девять тысяч 300 рублей.) Понятно, что, получив заработанное за первый месяц труда в школе, многие молодые учителя бывают шокированы.
О том, что заработная плата учителя должна быть не ниже, чем в экономическом секторе региона, министр образования и науки России Андрей Фурсенко говорит давно. Но пока мало что меняется. Надежды связаны лишь с переходом на нормативно-подушевую систему оплаты труда. Дмитрий Медведев пообещал, что этот переход будет осуществлён в течение трёх лет. То есть опять придётся немного подождать.
Впрочем, низкая зарплата - не единственная причина, по которой молодые специалисты не идут в школы. Например, победительница конкурса «Учитель года России-2009» Наталья Никифорова из Магнитогорска считает, что в России необходимо принять федеральную программу обеспечения жильём учителей, которые приходят работать в школу. Специалисты челябинского управления по делам образования согласны, что молодым учителям нужно предоставлять какой-то соцпакет. В него может входить возможность отдохнуть, получить жильё. (В Челябинске предоставляют служебное жильё приезжим педагогам. Но это, согласитесь, не решение проблемы.)
- А ещё выпускников педагогических вузов пугает объём работы, который приходится выполнять, - добавляет Елена Коузова. – Молодые специалисты понимают, что должны отвечать не только за качество обучения, но и за жизнь и здоровье своих учеников. Конечно, это вопросы, так сказать, внутреннего характера, и мы уделяем им внимание. В городе работает «Школа молодых учителей», очень хорошо помогают новичкам и психологи. Так что морально-психологические проблемы мы пытаемся помочь решить.
Чего ждут педагоги от Года учителя? Считают ли, что возможны реальные изменения, или думают, что дальше разговоров дело не пойдёт? На эти вопросы представители челябинской сферы образования отвечают честно и примерно одинаково. Говорят, что навряд ли что-то изменится радикально. Перемен в финансовом плане уж точно не ждут. А вот изменение отношения к системе считают возможным. Сейчас россияне получают много негативной информации: мол, всё в сфере образования у нас плохо, учат плохо, воспитывают плохо. Но если в течение года будет идти массированная, в том числе и информационная поддержка учителей, то все поймут, из чего складывается тяжёлый труд педагога. Позитивным фактором можно назвать и психологическую подготовку к изменениям – а о них, изменениях, неизменно будут в этом году говорить много.