При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Челябинский учёный рассказала, как привлечь детей в науку

По мнению Анны Таскаевой, начинать надо с детства.
Челябинский учёный рассказала, как привлечь детей в науку
О том, как заинтересовать детей наукой, рассуждаем вместе с учёным. Фото Людмилы Ковалёвой (архив Южноуральской панорамы)

О том, как заинтересовать детей наукой, рассуждаем вместе с учёным. Фото Людмилы Ковалёвой (архив Южноуральской панорамы)

В России остро стоит кадровый вопрос. Квалифицированных специалистов не хватает не только в промышленности, сфере услуг, государственном секторе, но и в науке.

Вместе с тем, государство планирует масштабное обновление научно-технологической сферы страны. В рамках реализации стратегии по развитию науки будут реализованы меры по привлечению молодых людей к научно-исследовательской деятельности, модернизирована материально-техническая база научных центров, расширены меры поддержки учёных.

И всё же, практическая ориентация детей на научную деятельность должна начинаться ещё раньше. О том, как прилечь подрастающие поколения россиян в науку корреспондент Полит74 обсудил с Анной Таскаевой, заведующей кафедрой иностранных языков Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, профессором кафедры восточных и романо-германских языков Челябинского государственного университета.

Когда стоит начать

— Когда в принципе у ребёнка начинает формироваться интерес к исследованиям и к поисковой деятельности?

photo_2024-12-25_09-50-26.jpg

Анна Таскаева специально для Полит74 о привлечении подрастающих поколений в науку. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

— Дети обладают очень высоким познавательным потенциалом: они всегда стремятся познать новое, выяснить свойства тех или иных предметов и явлений действительности, вникнуть в суть различных процессов. Кроме того, детская психика так устроена, что если ребёнок всерьез заинтересовался какой-то темой, то это увлечение занимает всё его сознание. Мой ребёнок, например, увлекался динозаврами… так все члены семьи были погружены в историю динозавров: мы смотрели про них фильмы, покупали одежду с изображениями галлимимов и трицератопсов, читали (я бы назвала это «учили наизусть») энциклопедии про динозавров и так далее.

Постепенно интерес к одной теме угасает, и дети столь же самоотверженно «бросаются» на исследование другой. Важно разглядеть познавательный интерес у ребёнка и направить его в нужное русло. Это не самая простая задача, ведь ребенка не обманешь, ему должно стать действительно любопытно.

— Как это сделать?

— Сейчас наше государство нацелено на то, чтобы максимально привлекать молодых ребят в науку, с самых ранних лет. В рамках Десятилетия науки и технологий реализуется большое количество инициатив и проектов. К примеру, в регионах России появляются научные детские площадки. Благодаря таким проектам дети получают возможность в игровой форме узнать о достижениях отечественной науки и работе ученых. По сути дела, это интерактивные музеи под открытым небом. Более того, на сайте наука.рф есть список требований к тому, как эти площадки должны быть устроены. В частности, обязательным требованием является то, что все элементы детской площадки должны быть предназначены для интерактивного взаимодействия. Это очень правильный подход, ведь интерактив помогает удерживать интерес ребенка в течение длительного времени.

— Основываясь на своём опыте, скажу, что научная деятельность – это не открытия каждый день. В своей сути научная работа достаточно монотонна, скучна. Как сделать так, чтобы ребёнок не перегорел идеей при переходе от этого «вау-интереса» к реальной науке?

— Здесь важно понимать, что способы и средства привлечения в науку подрастающего поколения должны соответствовать возрасту юных исследователей. Когда мы говорим о дошкольниках и ребятах младшего школьного возраста, то вряд ли ждём погружения ребенка в решение серьезных исследовательских задач. Мы хотим добиться формирования в его детском сознании представления о том, что наука — это что-то классное, а учёный — это успешный и счастливый человек. Так, наша цель — сделать научную сферу деятельности привлекательной для детей, сформировать позитивный образ учёного.

Наша цель — сделать научную сферу деятельности привлекательной для детей
Когда речь идет о школьниках среднего звена, то самое время привлекать подростков, например, к проектной деятельности и научно-техническому творчеству. Когда же приходит время старшей школы, и пора определяться с выбором профессии, то научно-исследовательская работа должна проводиться уже в рамках конкретного направления, связанного с будущей специальностью. Получается, что наша цель на школьном этапе – сформировать в ребятах способность к исследовательскому типу мышления, заложить основы научного познания. Хочу отметить, что сейчас для школьников проводится очень много олимпиад, конкурсов, интеллектуальных соревнований различного уровня, в которых есть возможность участвовать. А если школьнику еще и повезло с научным руководителем – то это уже залог успеха!

— А дальше они идут уже в высшее учебное заведение. И что происходит там?

— В университете научная работа ведется в рамках курсовых и дипломных проектов. Талантливых ребят, обладающих так называемым научным мышлением, видно сразу! Идеальный вариант, когда такие студенты с первых курсов привлекаются к реализации научных проектов в рамках определенной лаборатории, участвуют вместе со старшими коллегами в научных семинарах, конференциях, приобретают опыт публикации результатов их исследований в научных журналах. Цель на данном этапе – «оставить» талантливую молодежь в университете, сформировать в них стремление построить научную карьеру.

Научпоп и учёные

— Не могу не затронуть вопрос «научпопа». В чём заключается его в роль в привлечении молодых людей к науке?

— Научпоп нужен как раз-таки для того, чтобы вырастить детей, которые пойдут в науку. Это один из самых важных инструментов распространения научных знаний среди широкого круга людей. Как это работает? Например, очень действенный способ – привлечение кумиров молодежи к популяризации научного познания. Недавно открыла для себя научно-развлекательное шоу «Наука для всех».

photo_2024-12-25_09-50-29.jpg

Анна Таскаева даёт интервью агентству Полит74. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

Суть проста: ведущие (комик Тамби Масаев и молодой учёный Алексей Фёдоров) приглашают к участию в шоу учёного и какую-нибудь медийную личность. Задача учёного – максимально просто объяснить научную теорию приглашенной звезде, которая в конце программы должна эту теорию пересказать. Кстати, звезда может воспользоваться «рычагом непонимания», после нажатия которого ученому придется еще более простым языком рассказать о своем исследовании. По моему мнению, формат и исполнение (с теплотой, юмором) точно отвечает целям популяризации науки.

Существует мнение, что общество системно интересуется наукой. На самом деле это далеко не так – познавательный жанр занимает менее 5 % от общего потребления контента. Конечно же, нужно работать над расширением охвата, вовлекать аудиторию, увлекать людей наукой. Здесь без научпопа никак.

Но на поприще популяризации науки не все так гладко. Во-первых, не так много учёных, которые отважатся появиться в СМИ, потому что это отнимает колоссальное количество времени от основной работы. Во-вторых, далеко не все научные работники обладают способностью понятно объяснить то, чем они занимаются. И, в-третьих, сами представители научного сообщества к популяризаторам относятся по-разному, зачастую скептически.

— Я о скепсисе и хотел поговорить. Почему так происходит? Ведь когда учёный рассказывает о науке – это замечательно, а когда популяризацией занимается блогер, например, не вникающий в суть того, о чем рассказывает, то, на мой взгляд, упускается суть науки как радикального сомнения.

— Тут такое дело: любое научное сообщество страшно сегментируется, и язык становится непонятным для большинства не вовлеченных в эту сферу людей. Популяризатор по сути дела занимается переводом с научного языка на человеческий, что зачастую приводит к значительным смысловым потерям. Конечно, ученым сообществом такие потери воспринимаются болезненно. К тому же, деятельность ученого оценивается по различным критериям, например, индекс цитирования, количество опубликованных в топовых журналах статей и другим.

Получается, что, когда учёный начинает заниматься популяризацией и перестаёт гнаться за этими показателями, то в профессиональном сообществе его «акции» падают. Коллеги начинают относиться к нему больше как к медийному лицу, нежели как к учёному. Но тут важно ответить на вопрос, кто будет работать над достижением технологического лидерства нашей страны, если сегодня мы не будем с ранних лет формировать представления о науке и привлекать талантливую молодежь в сферу научных разработок? Стране нужны учёные, популяризаторы, а особенно учёные-популяризаторы.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
Копейский рабочий Ветераны Копейска опробовали лыжню
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/