Автор: Наталья Окорокова

Челябинские эксперты: «Вуз должен давать не знания, а умение мыслить»

Современное высшее образование должно сочетать в себе фундаментальные знания, которые позволят выпускнику вуза оперативно освоить необходимые для конкретной работы навыки, и само умение учиться. С этим мнение согласно большинство экспертов, принявших участие в очередном заседании «Сигарного клуба» в челябинском клубе «Арома де Куба».
Челябинские эксперты: «Вуз должен давать не знания, а умение мыслить»

В минувшие выходные, 23-25 февраля, на Южном Урале прошли конкурсные испытания тура всероссийской олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!», которую совместно проводят МГУ и газета «Московский комсомолец». Победители и призеры получат льготы при поступлении в МГУ и другие российские вузы. Олимпиада стала одним из поводов для обсуждения в клубе проблемы качества высшего образования, его соответствия объективным требованиям рынка труда, мотивации талантливой молодежи к получению знаний.

«Что же на сегодняшний день представляет собой высшее образование, - задается вопросом депутат челябинской городской думы Дмитрий Довженко. - Вузы зарабатывают деньги, а люди получают дипломы по непонятным профессиям, а потом не могут устроиться на работу? Кто нам нужен – бакалавры, имеющие уровень образования наравне с техникумами? Ведь нередко хороший рабочий может получать заработную плату больше инженера. Или нам нужны талантливые люди, которые что-то могут создавать? Что такое диплом, который зачастую ни о чем не говорит? Эти вопросы задаются общественностью».

Новые программы вузов уже устарели

По мнению директора газеты «Южноуральская панорама» Сергея Филичкина, вузы должны давать, во-первых, базовые фундаментальные знания, набор «консервативных» дисциплин, которые не меняются десятилетиями. Во-вторых, научить учиться дальше, работать с информацией, системно мыслить.

- Например, в вузе я долго учил латынь. В обыденной жизни она мне не пригодилась, но это ключ почти ко всем европейским языкам, которые мне теперь намного легче воспринимать. Дальше придется учиться постоянно. А в вузах зачастую пишут новые программы, которые уже изначально устарели, - считает эксперт.

С этой точкой зрения согласен Алексей Слепышев, преподаватель Челябинского филиала РАНХиГС. «Система должна адаптироваться к современным условиям. На основе фундаментальных знаний мы должны научить студента самостоятельно учиться», - отметил он. Эксперт уверен, что одних знаний недостаточно. Цель образования - в достижении понимания, это определяет новые требования. Не получение знаний, а их осмысление становится задачей обучения в вузе. Поэтому система высшего образования нуждается в реформах.

Работодатели не могут сформулировать запрос

Алевтина Келлер - декан факультета математики ЮУрГУ, механики и компьютерных технологий, доктор физико-математических наук, убеждена, что обучение в вузах на сегодняшний день вполне отвечает требованиям рынка. Выпускники успешно устраиваются на работу. Программы гибкие, и готовы учитывать требования работодателей к выпускникам. Но проблема в том, что нередко они сами не способны сформулировать точный запрос.

– Я бы призвала посмотреть на систему высшего образования как на систему: есть вход – абитуриенты, и выход где есть заказчики, государство и работодатели. Мы неоднократно предлагали работодателям высказать свои рекомендации, а они отвечали – мы не знаем, что будет через год, а вы хотите услышать прогноз на четыре. Высшему образованию вряд ли кто-то может сказать, что будет необходимо через 4-5 лет. Тем не менее, выпускники с востребованными специальностями прекрасно устраиваются, - говорит Алевтина Келлер.

Иван Сухих, заместитель декана факультета предвузовской подготовки ЮУрГУ подчеркнул особую роль олимпиад в обучении ребенка еще на школьном этапе. «Дети сами решают, как воспользоваться плодами олимпиады. Многие развивают в вузе то, что делали в проектной работе, а после окончания университета используют в своей деятельности. Это для ребенка старт в жизни и карьере. На олимпиадах дети учатся работать в команде, использовать свои знания в нестандартной ситуации. Олимпиада - некий шанс для ребенка показать свои возможности, понять, как их реализовать в вузе и после его окончания», - отмечает эксперт.

Олимпиада МГУ дает возможность исполнить мечту

Михаил Копчиков, заместитель начальника управления профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью МГУ, уверен, что знаменитый московский вуз дает на сегодняшний день именно такое образование, которое востребовано в современном мире.

- МГУ дает фундамент, который закладывается в течение первых трех-четырех курсов, после которых в магистратуре приходит настоящее понимание. Сначала дается общее образование, благодаря которому начинаешь обладать компетенциями, позволяющими реализоваться в любой специальности, - отметил он.

По мнению эксперта, в профессиональной ориентации ребенка роль учителя больше, чем родителей. На рубеже 5-6 класса уже проявляются особенности его развития. Поэтому МГУ ведет работу со школьниками именно с пятого класса. В том числе, развивая систему онлайн-курсов, которая доступна для детей из регионов. Существуют школы по 45-ти специальностям, где подростки могут окунуться в конкретные специальности на вполне профессиональном уровне. Вуз также имеет развитую систему взаимодействия с работодателями. В частности, студенты проходят практику в крупнейших российских компаниях, начиная знакомиться с ними уже с первого курса. В МГУ сохранилась система послевузовского распределения на предприятия.

Александр Скрипов, редактор газеты «МК-Урал», которая является одним из организаторов олимпиады «Покори Воробьевы горы!» на Южном Урале, поделился своими впечатлениями от общения с родителями и детьми – участниками. Он отметил, что южноуральские школьники очень самостоятельные и мотивированы на получение знаний.

– Важно, что у молодого человека есть выбор, куда поступить – в региональные вузы или московский. Принимая участие в этом проекте, мы даем возможность реализовать свою мечту, в этом смысл нашей общественной акции, - пояснил он.