Автор: Наталья Окорокова

Челябинские эксперты назвали методы борьбы с родительским экстремизмом

Родительский экстремизм – явление, от которого страдают дети и взрослые. Он выражается в крайних формах реализации родительских функций, когда родитель превышает границы своего влияния на образовательную среду.
Челябинские эксперты назвали методы борьбы с родительским экстремизмом

Проблему обсудили сегодня, 2 октября, на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс». Как отметила Валентина Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университет, родительский экстремизм существовал всегда. Для него существуют социальные и макро-причины, зависящие от государства и мировых тенденций в целом.

Родителей делает экстремистами собственная несостоятельность

- Социально-психологические факторы - гиперпроекция, собственная несостоятельность, комплекс отличника, потребность занять социальную нишу за счет ребенка, если родители не заняли свою. Это хорошо, если идти в сотрудничества с ребенком и преподавателями. Но если идет гиперболизация родительских функций – это деструктивное явление, - уверена Валентина Долгова.

Другая причина развития родительского экстремизма - переход на систему оказания образовательных услуг, где заказчик всегда прав. Когда родитель не играет роль товарища, основой экстремизма может стать любая конфликтная ситуация. Социальная напряженность и низкий уровень правовой культуры в обществе также становятся причинами этого явления. При этом родитель гораздо больше защищен, чем учитель. Педагоги на родителей в суд не подает, хотя родители превышают свои границы взаимодействия с учителями и другими субъектами образовательной сферы.

Такого же мнения придерживается Елена Батина, педагог-психолог челябинского лицея №95. На практике в конфликтных ситуациях, возникающих в школе, учителя сталкиваются с отсутствием диалога и культуры общения.

- Важно быть открытым в этом диалоге. Родители рассматривают проблему с позиции своего ребенка и своего взгляда на ситуацию. Учитель стоит в позиции с 30 детьми, предметники ведут занятия на параллели, а директор занимает позицию школы. Когда родители и педагоги приходят к открытому диалогу, они начинают слышать позиции друг друга. Но часто они не доходят до этого открытого диалога, и они решают вопросы на уровне бумаг и не в пользу детей. Точкой приложения должна быть культура общения, просветительская деятельность. Нам очень не хватает специалистов, чтобы уделять время работе по просвещению, - отмечает эксперт.

Решить проблемы можно только в открытом диалоге

Андрей Горланцев, председатель Совета родительской общественности Копейска уверен, что родители должны себя поставить в роль союзника в образовательном процессе.

- Если мы заинтересованы в успехе своего ребенка, то нужно искать единомышленников. Ребенок сам по себе развиться не может. В этом нам могут помочь сотрудники образовательных организаций. Родители сами должны быть в этом заинтересованы. У всех свои трудности, нужно выстраивать доверительные отношения в образовательных организациях. Есть другие люди, у них свои особенности, это нужно принимать. В каких-то ситуациях мой ребенок тоже может быть не прав, - говорит общественник

Он отметил, что сейчас у педагогов много бумажной работы и меньше времени на воспитание детей. Родители недовольны, предъявляют претензии, снимают с себя ответственность. Необходимо возрождать практику диалога. Например, через родительские университеты, существовавшие ранее, когда психологи приглашали родителей на встречу. Общественник также предложил ввести институт медиации в образовательных учреждениях, чтобы разбираться в конфликтах помогали специалисты. Хорошая практика в этом направлении уже наработана, но ее не хватает.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/