Автор: Сергей ТАРАН

Человек в банковской среде

Жизнь становится не по карману. Осознавать это трудно. Еще трудней смириться с этим на эмоциональном уровне. Для многих моих знакомых переход из состояния «могущих себе позволить» в состояние «тотальной экономии на всем» оказалось по-настоящему драматичным.

Бедность принимать не хочется. Отсюда и масса опрометчивых шагов. Вот двум интеллигентным дамам с гуманитарным образованием показалось, что кредиты помогут выправить положение. Философия простенькая: «Как-нибудь перебьюсь до получки, а там посмотрим!» Однако попытка гасить один кредитный заем другим, за отсутствием доходов (работаем «за еду», когда больше ни на что не хватает), для многих оказалась западней.

Не надо быть великим «арифметиком», чтобы понять бесполезность такой тактики. Легче бензином тушить пожар. Дамы задолжали сразу пяти — семи банкам. И теперь с ужасом наблюдают, как долги растут не по дням, а по часам. Заклинания про финансовую безграмотность, про структуризацию долга и даже звонки по ночам от коллекторов не могут вывести этих людей из финансового ступора. А в это время на дворе резвятся безработица и инфляция.

По данным ЦБ, сегодня граждане должны банкам 27,9 триллиона рублей. Из этой суммы на долю «плохих долгов», то есть с просрочкой более 30 дней, приходится уже больше одного триллиона рублей. Тем не менее объем выдачи новых кредитов физическим лицам вырос сразу на 35 процентов. Аналитики сразу заговорили о буме на кредитном рынке. В предыдущие кризисные годы рынок рос лишь на 10 — 15 процентов. И вот теперь растолстел втрое. А с ростом кредитования всегда подтягивается и число людей, которые не могут вовремя вернуть кредит. И тогда к процессу возврата долгов вынуждены подключаться коллекторы.

В СМИ попытались составить портрет типичного должника. В 2010 году наибольшее число неплательщиков наблюдалось среди женщин в возрасте 20 — 30 лет, а по итогам 2011 года неплательщиков стали представлять мужчины от 30 до 40 лет. Условно должников можно разделить на несколько групп. Первая — те, кто просто забывает внести очередной платеж. Вторая — те, у кого возникли финансовые трудности. Третью группу составляют граждане, которые надеются, что невозврат кредита «как-нибудь сойдет им с рук». И четвертая — это мошенники.

Но и действия банков не всегда прозрачны и честны. Например, рассылка кредитных карт чем не навязанная услуга? Поди догадайся с трех раз, что это не подарок, а вполне себе дорогой продукт, который недешево стоит. Банки не благотворительные организации, однако пресловутый «мелкий шрифт» в договорах, скрытые платежи и прочие «сюрпризы» свидетельствуют об одном. С нами не будут нянчиться, когда мы попадем в объятия банка. Никто там финансовым ликбезом заниматься с нами не станет, если мы сами не будем бдительны.

Сказанное, впрочем, не отменяет и развития общества. Представлять наше социальное устройство как сплошные джунгли, где каждый каждого норовит разорвать, было бы неверным. Сегодня пробивает себе дорогу общественная идея о партнерстве. В конце концов, все мы действительно не можем обойтись друг без друга. И обычные граждане, и кредитные институты. Во многих челябинских банках уже начинают отходить от «византийской коварности» при составлении договоров, а клиента не рассматривают как агента для «одноразового употребления». И это вселяет надежду.

Партнерские СМИ