Блоги бросают вызов традиционным СМИ
Газеты, журналы и телевидение потеряли монополию на свободу слова. На пути к массовой аудитории их все больше теснят блоги. Благодаря им возникает новое глобальное явление – гражданская или народная журналистика. Так считает один из крупнейших специалистов в области Интернета, директор Центра общественных медиа, автор нашумевшей книги «We the media» («Мы – медиа: народная журналистика – создано людьми и для людей») Дэн Гиллмор.С понедельника по среду Гиллмор гостил в Челябинске. Его визит был организован по инициативе Генерального консульства США в Екатеринбурге и Челябинского госуниверситета. Первую статью про Интернет Дэн опубликовал еще в 1991 году. С тех пор он ведет личный и несколько корпоративных блогов, является наиболее известным исследователем движения блогеров и одним из самых уважаемых журналистов, пишущих на темы технологий. Блог Гиллмора имеет 3024 внешние ссылки от 2268 источников и является 45-ым по популярности блогом в мире.
- Интернет сильно воздействует на человечество, - говорит Дэн. - А те, кто пользуются Интернетом, опережают всех остальных людей по ключевым направлениям развития общества.
Что касается средств массовой информации, то в настоящее время они переживают своеобразную революцию, считает Гиллмор. Переломным моментом была трагедия 11 сентября 2001 года. Именно Интернет стал тогда основным источником для всех, кто пытался найти хоть какую-нибудь информацию о том, что происходит. Электронная почта, чаты, блоги - эти каналы гораздо больше использовались людьми для передачи и для получения информации, а вовсе не «официальные» газеты, радио и ТВ. В одночасье все стали и журналистами, и читателями одновременно. В то же время Дэн Гиллмор не считает, что блоги и так называемая «народная» журналистика смогут заменить привычные нам каналы получения информации.
- Блоги зачастую лишь дополняют традиционные СМИ. И это очень ценное дополнение, потому что иной раз они даже критикуют работу СМИ, - замечает Гиллмор. – В основе блогов лежит принцип беседы и потребность услышать человеческий голос, прочитать некую историю. Некоторые блоги вполне могут составить конкуренцию журналистским материалам. Думаю, это прекрасно - в итоге читатель получает больше, это подстегивает журналистов. Но я бы все-таки не хотел, чтобы блоги заменили традиционные СМИ. Напротив, журналистам необходимо активнее использовать этот инструмент в своей работе. У издания может быть групповой блог, авторы могут вести личные и корпоративные блоги. Не обязательно это делать каждому репортеру. Но каждому журналисту при его желании должна быть предоставлена такая возможность. Я рекомендовал бы всем медиаорганизациям иметь хотя бы несколько блогов, а лучше – много.
Обсуждая проблему цензуры в Интернете и СМИ, американский интернетчик со стажем заметил, что не считает необходимым вводить цензуру в блогах:
- Каждый блоггер лично отвечает за свой блог. Да, нужно поощрять достойное поведение в Интернете, но не требовать его в обязательном порядке. Надеюсь, что читатели блогов сами сделают выбор и будут посещать те сайты и блоги, авторы которых ведут себя корректно.
В Челябинске программа американского исследователя блогов была очень насыщенной. Дэн Гиллмор провел семинар для студентов факультета журналистики ЧелГУ, познакомился с дизайн-студией, занимающейся созданием сайтов, побывал в нескольких СМИ Челябинска – в газете, на телевидении и местном Интернет-сайте.