Автор: Анастасия Хивинцева

Благодаря спорту особый челябинский школьник стал лучше понимать сложную речь

Лева Кириллов - один из учеников ресурсного класса челябинской общеобразовательной школы №109. Обучение солнечного мальчика наравне с обычными ребятами стало возможным благодаря стараниям и упорству его мамы.
Благодаря спорту особый челябинский школьник стал лучше понимать сложную речь

Фото предоставлено семьей Льва Кириллова.

Елизавета Кириллова является председателем Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце». Многие ее знают как эксперта по вопросам инклюзивного образования, но на этот она расскажет о личном. Это будет история о самом дорогом, что есть в жизни Елизаветы Эдуардовны, - о ее Леве, который вдохновил свою маму пойти сложной и неизведанной для многих дорогой инклюзии. 

Больше любит уроки, чем перемены

Елизавета Эдуардовна, как и любая другая любящая мама, пристально следит за успехами сына.

- Наверное, новые навыки Левы все-таки больше замечают в школе, чем дома. Это вполне объяснимо. Мы его видим каждый день, а в школу он пришел только в сентябре после долго перерыва на дистант и летние каникулы, - рассуждает она.

Педагоги сразу отметили, что ребенку стали под силу сложные задания. Теперь второклассник без особого труда выполняет сразу несколько действий и гораздо лучше общается с разными взрослыми в разных ситуациях – раньше этого не было.

122898236_404607460548848_8155590654660771496_n.jpg

Елизавета Кириллова и ее сын Лев. Фото предоставлено семьей Кирилловых.

Пожалуй, такие результаты - итог активно проведенного лета. Каждый день Левы был расписан буквально по минутам и даже дождливые дни не стали исключением. Родители сделали акцент на развитии спортивных навыков и использовали несколько видов адаптивного спорта. Мальчик занимался на роликах, причем это было не просто катание во дворе, а выполнение сложных упражнений. После продолжительной паузы Лева вернулся в адаптивный конный спорт.

- Благодаря этому у сына повысилась самооценка. Если раньше он был ведомым и им можно было легко управлять, теперь у него появилось свое мнение, и он его активно отстаивает. С чем-то соглашается, с чем-то - нет, - с радостью отмечает Елизавета Кириллова.

Между прочим, подобные занятия не только ускоряют физическое развитие. Они помогают формировать концентрацию внимания и умение выслушать задание и в быту, и в школе. А это, безусловно, пригодится в процессе учебы.

- Лева так соскучился по занятиям, он с нетерпением ждал первого сентября. Дошло до того, что сын отказывается от перемен в пользу уроков. Он не хочет идти отдыхать, вместо этого просит заниматься с ним, - рассказывает мама солнечного мальчика.

Педагогам в обучении ребенка помогает методика по принципу «пирога» из прикладного анализа поведения. Ее суть состоит в том, что знания чередуют: вначале легкое и интересное, потом сложное и снова то, что получается легко, с тем, что пока вызывает трудности. Даже сложные для освоения темы даются в простой, доступной форме. Так особого школьника потихоньку затягивают в учебную деятельность. Другой важный момент - ребенка стараются обучать по принципу «без ошибок», это тоже «фишка» методики прикладного анализа поведения.

- Упор делается на его достижения. Похвала всегда воспроизводится эмоционально, тем самым закрепляются правильные реакции, - объясняет Елизавета Кириллова. - То, что ребенок делает неправильно, исправляется молча. Педагог ни в коем случае не должен выполнять роль навигатора.

У Левы, который за лето повзрослел и стал более серьезным, изменились предпочтения. Если раньше ему не очень нравилось все, что касалось творчества, то сейчас он много времени проводит за лепкой и созданием аппликаций.

- Я заметила, что сын начинает чем-либо увлекаться, когда неудачи и неумения сменяются успехами. Он полюбил математику, цифры. Получает огромное удовольствие от счета, поэтому считает везде и всюду: в ход идут и помидоры, привезенные от бабушки, и картофель или котлеты, приготовленные на ужин, - отмечает собеседница. - Вообще смысл любой учебы в том, чтобы полученные знания были полезны в повседневной жизни и применимы на практике. 

Тьютор - лучший друг

Чтобы о Леве сложилось полное впечатление, мы также пообщались с его тьютором - Ксенией Гаспарян.

Их знакомство состоялось несколько лет назад. Тогда Ксения даже представить не могла, какая ответственная и большая роль ей будет отведена в жизни мальчишки с самой счастливой улыбкой на свете.

122969057_983873058762416_6137005659668238517_n.jpg

Тьютору удалось найти ключик к особенному ребенку. Фото предоставлено семьей Кирилловых

- Ему на тот момент было шесть с половиной лет, а я училась на дефектолога. На четвертом курсе меня пригласили волонтером в инклюзивный лагерь в рамках проекта «Шаг вперед». Именно там и состоялась наша первая встреча, - вспоминает тьютор.

Пока Лева осваивал навыки катания на горных лыжах, Ксения внимательно присматривалась к мальчишке. Он укреплял физическое здоровье, осваивал новые виды социальной практики в ресторане и в театральном действии, а она - пыталась найти ключик к особенному ребенку, установить с ним дружеский контакт и взаимопонимание.

Потихоньку будущий педагог сумела расположить к себе ребенка. Они стали вместе заниматься и играть.

После получения диплома перед Ксенией не стоял выбор, куда пойти работать. Мама Левы, заметив трепетное отношение девушки к особым детям без исключения, предложила ей стать тьютором Левы.

123028548_349062542856567_5409714464120124633_n.jpg

Лева Кириллов посещает обычную общеобразовательную школу. Фото предоставлено семьей Кирилловых. 

- Лева посещал обычный детский сад, а я была его личным педагогом. Первое время он часто проверял меня, следил за моей реакцией. Порой, конечно, терялась, но меня очень выручали консультации специалиста по прикладному анализу поведения Марины Владимировны Пинкус, - признается Ксения.

Эксперт в области обучения особых детей не раз объясняла начинающему педагогу, как легко можно договориться с ребенком. Ксения впитывала всю полученную информацию как губка, и применяла на практике. С каждым днем она все лучше узнавала Леву.

- Я научилась понимать, когда он хочет спать, когда играть, как лучше организовать его игру с обычными детьми и научить их быть друзьями – делится педагог. - А теперь мы с ним вообще стали лучшими друзьями. Лева - солнечный, добрый мальчик.

По наблюдениям Ксении, ее маленький друг за это лето серьезно повзрослел.

- У него улучшилось понимание речи. Он стал лучше ориентироваться на месте. Раньше у нас никак не получалось вести полноценную беседу, зато сейчас с этим нет проблем - мы прекрасно общаемся, - отмечает собеседница. - Любимое место Левы - трамвай, была бы его воля, он бы весь день колесил на нем по городу. Ему нравится покупать билет: сам протягивает кондуктору карточку.

Ксения откровенничает и говорит, что с теплотой и радостью наблюдает за успехами ребенка.

- Меня распирает от гордости, когда он произносит новые слова. Это же большое счастье! - продолжает педагог. - Хочется, чтобы Лева умел читать и писать, чтобы был самостоятельным в будущем!