Благодаря спорту особый челябинский школьник стал лучше понимать сложную речь
Лева Кириллов - один из учеников ресурсного класса челябинской общеобразовательной школы №109. Обучение солнечного мальчика наравне с обычными ребятами стало возможным благодаря стараниям и упорству его мамы.Елизавета Кириллова является председателем Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце». Многие ее знают как эксперта по вопросам инклюзивного образования, но на этот она расскажет о личном. Это будет история о самом дорогом, что есть в жизни Елизаветы Эдуардовны, - о ее Леве, который вдохновил свою маму пойти сложной и неизведанной для многих дорогой инклюзии.
Больше любит уроки, чем перемены
Елизавета Эдуардовна, как и любая другая любящая мама, пристально следит за успехами сына.
- Наверное, новые навыки Левы все-таки больше замечают в школе, чем дома. Это вполне объяснимо. Мы его видим каждый день, а в школу он пришел только в сентябре после долго перерыва на дистант и летние каникулы, - рассуждает она.
Педагоги сразу отметили, что ребенку стали под силу сложные задания. Теперь второклассник без особого труда выполняет сразу несколько действий и гораздо лучше общается с разными взрослыми в разных ситуациях – раньше этого не было.
Елизавета Кириллова и ее сын Лев. Фото предоставлено семьей Кирилловых.
Пожалуй, такие результаты - итог активно проведенного лета. Каждый день Левы был расписан буквально по минутам и даже дождливые дни не стали исключением. Родители сделали акцент на развитии спортивных навыков и использовали несколько видов адаптивного спорта. Мальчик занимался на роликах, причем это было не просто катание во дворе, а выполнение сложных упражнений. После продолжительной паузы Лева вернулся в адаптивный конный спорт.
- Благодаря этому у сына повысилась самооценка. Если раньше он был ведомым и им можно было легко управлять, теперь у него появилось свое мнение, и он его активно отстаивает. С чем-то соглашается, с чем-то - нет, - с радостью отмечает Елизавета Кириллова.
Между прочим, подобные занятия не только ускоряют физическое развитие. Они помогают формировать концентрацию внимания и умение выслушать задание и в быту, и в школе. А это, безусловно, пригодится в процессе учебы.
- Лева так соскучился по занятиям, он с нетерпением ждал первого сентября. Дошло до того, что сын отказывается от перемен в пользу уроков. Он не хочет идти отдыхать, вместо этого просит заниматься с ним, - рассказывает мама солнечного мальчика.
Педагогам в обучении ребенка помогает методика по принципу «пирога» из прикладного анализа поведения. Ее суть состоит в том, что знания чередуют: вначале легкое и интересное, потом сложное и снова то, что получается легко, с тем, что пока вызывает трудности. Даже сложные для освоения темы даются в простой, доступной форме. Так особого школьника потихоньку затягивают в учебную деятельность. Другой важный момент - ребенка стараются обучать по принципу «без ошибок», это тоже «фишка» методики прикладного анализа поведения.
- Упор делается на его достижения. Похвала всегда воспроизводится эмоционально, тем самым закрепляются правильные реакции, - объясняет Елизавета Кириллова. - То, что ребенок делает неправильно, исправляется молча. Педагог ни в коем случае не должен выполнять роль навигатора.
У Левы, который за лето повзрослел и стал более серьезным, изменились предпочтения. Если раньше ему не очень нравилось все, что касалось творчества, то сейчас он много времени проводит за лепкой и созданием аппликаций.
- Я заметила, что сын начинает чем-либо увлекаться, когда неудачи и неумения сменяются успехами. Он полюбил математику, цифры. Получает огромное удовольствие от счета, поэтому считает везде и всюду: в ход идут и помидоры, привезенные от бабушки, и картофель или котлеты, приготовленные на ужин, - отмечает собеседница. - Вообще смысл любой учебы в том, чтобы полученные знания были полезны в повседневной жизни и применимы на практике.
Тьютор - лучший друг
Чтобы о Леве сложилось полное впечатление, мы также пообщались с его тьютором - Ксенией Гаспарян.
Их знакомство состоялось несколько лет назад. Тогда Ксения даже представить не могла, какая ответственная и большая роль ей будет отведена в жизни мальчишки с самой счастливой улыбкой на свете.
Тьютору удалось найти ключик к особенному ребенку. Фото предоставлено семьей Кирилловых
- Ему на тот момент было шесть с половиной лет, а я училась на дефектолога. На четвертом курсе меня пригласили волонтером в инклюзивный лагерь в рамках проекта «Шаг вперед». Именно там и состоялась наша первая встреча, - вспоминает тьютор.
Пока Лева осваивал навыки катания на горных лыжах, Ксения внимательно присматривалась к мальчишке. Он укреплял физическое здоровье, осваивал новые виды социальной практики в ресторане и в театральном действии, а она - пыталась найти ключик к особенному ребенку, установить с ним дружеский контакт и взаимопонимание.
Потихоньку будущий педагог сумела расположить к себе ребенка. Они стали вместе заниматься и играть.
После получения диплома перед Ксенией не стоял выбор, куда пойти работать. Мама Левы, заметив трепетное отношение девушки к особым детям без исключения, предложила ей стать тьютором Левы.
Лева Кириллов посещает обычную общеобразовательную школу. Фото предоставлено семьей Кирилловых.
- Лева посещал обычный детский сад, а я была его личным педагогом. Первое время он часто проверял меня, следил за моей реакцией. Порой, конечно, терялась, но меня очень выручали консультации специалиста по прикладному анализу поведения Марины Владимировны Пинкус, - признается Ксения.
Эксперт в области обучения особых детей не раз объясняла начинающему педагогу, как легко можно договориться с ребенком. Ксения впитывала всю полученную информацию как губка, и применяла на практике. С каждым днем она все лучше узнавала Леву.
- Я научилась понимать, когда он хочет спать, когда играть, как лучше организовать его игру с обычными детьми и научить их быть друзьями – делится педагог. - А теперь мы с ним вообще стали лучшими друзьями. Лева - солнечный, добрый мальчик.
По наблюдениям Ксении, ее маленький друг за это лето серьезно повзрослел.
- У него улучшилось понимание речи. Он стал лучше ориентироваться на месте. Раньше у нас никак не получалось вести полноценную беседу, зато сейчас с этим нет проблем - мы прекрасно общаемся, - отмечает собеседница. - Любимое место Левы - трамвай, была бы его воля, он бы весь день колесил на нем по городу. Ему нравится покупать билет: сам протягивает кондуктору карточку.
Ксения откровенничает и говорит, что с теплотой и радостью наблюдает за успехами ребенка.
- Меня распирает от гордости, когда он произносит новые слова. Это же большое счастье! - продолжает педагог. - Хочется, чтобы Лева умел читать и писать, чтобы был самостоятельным в будущем!