Бездомные юбиляры
Знаменитый клуб антикварных автомобилей встречает тридцатилетие без крыши над головой.Ровно 30 лет назад, 19 ноября 1980 года, в «Вечернем Челябинске» появилась заметка «Ждем вас, энтузиасты!» В ней шла речь о группе деятельных конструкторов, которые при областном совете «Автомотолюбитель РСФСР» создали секцию владельцев старинных автомобилей и любителей автоконструирования. Так появился клуб «Автомобили самодельные и антикварные» (АСА).
Первым его председателем стал заведующий сектором конструкторско-технологического бюро Южно-Уральского территориального транспортного управления Виктор Ильинский. Он и выступил автором той первой заметки в газете.
«Создать автомобиль чрезвычайно трудно, на это порой уходят долгие годы, но путь мог быть значительно короче, если бы в городе существовала организация, объединяющая энтузиастов, - написал он. - Нельзя забывать и о многочисленных владельцах старых и иностранных марок, которые при восстановлении машин испытывают также потребность в квалифицированной технической помощи».
На первое заседание АСА пришли 28 человек. Уже через полгода клуб вышел «в свет», причем сразу на всесоюзный уровень. Челябинцы первыми рискнули на автомобилях 30-х годов проделать 2000 километров до Москвы. Потом завертелось: всесоюзные и международные выставки, слеты, пробеги, участие автомобилей клуба в съемках кинофильмов.
За прошедшие 30 лет сделано многое: найдены и отреставрированы десятки автомобилей и мотоциклов, изготовлены 24 самодельных автомобиля, два автомобиля-амфибии, три репликара (историческое авто с современными агрегатами), изготовлено и зарегистрировано около 200 прицепов, проведены сотни мероприятий.
– Клуб, несмотря на кризис, выжил, но, к сожалению, потерял поддержку спонсоров, поэтому сейчас на реставрацию не хватает средств, – вздыхает сегодняшний председатель клуба «АСА» Владимир Савиных. – Администрация города выделила площадку, на которой клуб так и не смог построить своего здания. Более того, из-за юридической некомпетентности мы почти потеряли этот участок, потому что строительная организация, пообещав на долевых условиях построить помещение, обманула нас и присвоила землю.
Сейчас у членов и руководства клуба «АСА» одна главная мечта — чтобы появился музей, в котором можно было бы показать уникальную коллекцию собранных и отреставрированных автомобилей и мотоциклов. Собрание охватывает почти весь перечень автомототехники, выпущенной в нашей стране. Все эти транспортные средства находятся либо в клубе, либо у его членов, поэтому собрать достойную экспозицию для музея «Транспорт России» - выполнимая задача. Пока что все это упирается в деньги. Руководство «АСА» надеется на поддержку властей и представителей бизнеса.