Артур Дыдров: «Интуитивное» манипулирование смартфоном не является фундаментом цифровой грамотности

О том, что мы должны понимать под «цифровой грамотностью» рассуждает Артур Дыдров, доктор философских наук, профессор кафедры философии ЮУрГУ.
Артур Дыдров: «Интуитивное» манипулирование смартфоном не является фундаментом цифровой грамотности

Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

257463788_4587612427998634_4458272884533888880_n.jpg Леонид Соколинский: Искусственный интеллект, как и человек, имеет право на ошибку Читать далее
В 2021 г. на сайте Rasmussen University (сеть вузов в США, распространенная в Миннесоте, Иллинойсе, Северной Дакоте и некоторых др. штатах) появилась статья «Что такое цифровая грамотность?». Основное заглавие сопровождалось интригующим подзаголовком «Пять навыков, которые вам пригодятся». Автор статьи фактически в первых строках цитирует высказывание президента компании «Heretto» К. Кросс-Смит: «Цифровая грамотность есть везде, и каждый в той или иной степени ею владеет».

Dydrov.jpg

Специально для «Полит74».  Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Артур Дыдров, доктор философских наук, профессор кафедры философии ЮУрГУ.

Фото из личного архива.

В качестве обоснования этого категоричного утверждения приводится следующий довод: цифровизация жизненного уклада, проникновение digital-технологий во все сферы жизни общества (и, разумеется, в быт каждого человека), стимулирует формирование «стихийных» навыков. Едва ли не каждый современный ребенок может взять смартфон и начать им интуитивно пользоваться. На первый взгляд, получается, что цифровая грамотность в «элементарном» виде есть уже у детей. По мере взросления человек лишь содержательно развивает уже имеющийся навык, который годами формировался стихийно.

Означает ли, что «интуитивное» манипулирование смартфоном или персональным компьютером является фундаментом цифровой грамотности? Представляется, что утвердительный ответ на этот вопрос будет поспешным. К тому же, сами авторы статьи ссылаются на практикующих специалистов по менеджменту и маркетингу, утверждающих, что цифровая грамотность объединяет в себе осведомленность о цифровых технологиях, навыки коммуникации в цифровой среде, управление собственными идеями и командной деятельностью. На наш взгляд, в данном случае цифровая грамотность определена сквозь призму менеджмента и теории управления. Ни в коем случае не следует думать, что это определение ошибочно – оно не является полным и даже достаточным.

Человек, желающий владеть цифровой грамотностью, по нашему мнению, должен не только и даже не столько манипулировать смартфоном с «закрытыми глазами», сколько оценивать и анализировать информацию
Цифровая грамотность, как и грамотность вообще, требует, прежде всего, образовательной «почвы». Образование, разумеется, не сводится к формированию навыков управления. В первую очередь, оно дает человеку картину мира. Не секрет, что по мнению многих современных именитых ученых (П. Г. Щедровицкий, С. Б. Переслегин и др.), у человека возникают известные проблемы с формированием представлений о мире. Зачастую эти представления разрозненны и откровенно противоречивы. Человек одновременно верит в чудеса и в науку. Разностороннее образование, «коллаборация» гуманитарных, естественно-научных и технических концепций работают на формирование целостной, органичной, а не раздробленной картины мира. Позитивная вариация концепции smart-университета реализуется в ряде вузов, где поддерживается разносторонняя научная направленность: экологическое и социально-экологическое проектирование, лингвистические исследования, философская концептуализация, инженерно-технические разработки и т. д. В сфере журналистики, в частности, особое внимание оказывается фактчекингу. В современной ситуации эта область исследований принципиально важна. Человек, желающий владеть цифровой грамотностью, по нашему мнению, должен не только и даже не столько манипулировать смартфоном с «закрытыми глазами», сколько оценивать и анализировать информацию, которая перманентно проникает в цифровую среду или изначально возникает там. Конечно, данный навык оценки и анализа информации был важен всегда, но в эпоху «бума» digital-технологий не владеть им означает превратиться в «губку», впитывающую в себя буквально все – и полезные вещества, и шлаки.

Для smart-университета важно как раз сохранение баланса между технической стороной дела и обучением человека работать с информацией и грамотно производить информацию. Последнее вряд ли возможно без естественных и гуманитарных наук, формирующих картину мира. Тренд ближайшего будущего, соответствующий междисциплинарности, как раз и заключается в координации, сотрудничестве тех наук и дисциплин, которые ранее столетиями считались контрастными и даже контрарными.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/