Антимонопольщики нашли управу на недобросовестных сборщиков личных данных
О компаниях, которые насильно требуют подписывать на сайтах согласие на обработку персональных данных, нужно сообщать в УФАС.Об этом рассказала начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Юлия Тарасова на пресс-конференции по итогам работы ведомства в первом полугодии.
Она отметила, что сборщики данных, с помощью которых происходит рассылка незаконных рекламных сообщений, нередко получают информацию через свои сайты. При покупке товаров пользователям предлагают зарегистрироваться в Личных кабинетах на сайте продавца, это же требуется для участия в бонусных программах. При этом потребитель указывает свои личные данные – номер телефона и электронный адрес. На некоторых сайтах, прежде чем совершить дальнейшие действия, требуется принудительно поставить «галочку» о согласии на рассылку рекламных сообщений.
- Не всегда у потребителей есть возможность зарегистрироваться на сайте продавца или стать участником бонусной программы, отказавшись от получения рекламы. В случае несогласия с обработкой персональных данных для получения рекламы, дальнейшие действия для покупателя будут невозможны. Это неоднократно выявлялось УФАС. Несмотря на то, что законом о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия, оно обязательно должно быть и прямо свидетельствовать о согласии на получение рекламы, - отмечает Юлия Тарасова.
Эксперт подчеркивает, что согласие предполагает принцип добровольности, что исключается при описанном выше способе его получения. УФАС рассматривает такие дела, выносит решения, что форма получения согласия является ненадлежащей, а значит, распространение рекламы будет осуществляться без получения согласия абонента.
По результатам рассмотрения таких дел выдается предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства и обеспечения свободного волеизъявления на получение рекламы. Потребитель должен иметь возможность отказаться от ее получения при участии в бонусных программах. Такие предписания коммерсантами исполняются путем обеспечения возможности регистрации на сайтах и отдельного получения согласия на рекламу.
Чтобы пожаловаться на подобные действия продавцов в антимонопольную службу, абонент должен отправить заявление в адрес УФАС, приложить документы, подтверждающие отправление смс-сообщения – снимки сообщений с экрана, распечатку детализации, копию договора с оператором связи, согласие на обработку персональных данных.