При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Анатолий Лукин: «Нужно повысить престиж государственной службы»

Челябинский эксперт рассказал, как построить в России меритократию.
Анатолий Лукин: «Нужно повысить престиж государственной службы»
Уже скоро вступят в силу положения в закон, уточняющих некоторые понятия госуправления. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск).

Уже скоро вступят в силу положения в закон, уточняющих некоторые понятия госуправления. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск).

Razgovor_pozhilye_foto-Kutkina.jpg Виталий Воропанов: «Общественное самоуправление – это корневая система местного самоуправления» Читать далее
29 апреля вступит в силу закон об внесении изменений в ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Для госслужащих в нём вводятся такие понятия, как «профессиональный уровень», «оценка профессионального уровня» и другие. Сам закон направлен на «совершенствование законодательства о государственной гражданской службе». Корреспондент Полит74 поговорил с доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала РАНХиГС, кандидатом культурологии Анатолием Лукиным и узнал у него, что за изменения ждут государственных служащих в связи с решением законодателей и что необходимо для построения в России меритократической системы управления.

Профессионализм – наше всё

— Как сейчас происходит оценка профессиональных компетенций государственного служащего?

Анатолий Николаевич Лукин.jpg

Анатолий Лукин специально для Полит74 рассуждает о меритократии.

Фото с сайта Челябинского филиала РАНХиГС.

— В разных ситуациях эта оценка происходит по-разному. Согласно нашим нормативным документам, есть обязательные процедуры оценки, прежде всего, служащие проходят аттестацию. Основная цель аттестации определить соответствие замещаемой должности. Для гражданских служащих она, как правило, проходит раз в три года. Может пройти и внеплановая аттестация, например, при реорганизации органа власти. Значение аттестации возрастает, это очень серьёзная кадровая технология. Сейчас это уже не просто определение соответствия, служащего замещаемой должности, а ещё и определение возможного вектора будущего развития государственного служащего. И это правильно. Кого-то нужно готовить на руководящую должность, а кто-то будет востребован как прекрасный специалист, пусть у него нет лидерских качеств, но он может стать ведущим или главным специалистом ведомства. Аттестация предусматривает, помимо тестирования, мотивированный отзыв руководителя, в нём раскрываются все достижения и недостатки служащего за последние три года. Чтобы исключить элемент субъективизма, госслужащий в обязательном порядке ознакамлиается с текстом отзыва, и, если он не согласен с ним, может изложить это в письменном виде, а также приложить копии всех документов, которые характеризуют его с хорошей стороны.

Аттестационная комиссия принимает одно из возможных решений. Первое, что служащий соответствует замещаемой должности. Второе, замещаемой должности соответствует и рекомендуется для включения в кадровый резерв, для последующего назначения на вакантную должность в порядке должностного роста. Это открывает серьёзную возможность для построения карьеры. Есть ещё одна формулировка – соответствует замещаемой должности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Если такой вердикт комиссии раньше был скорее исключением, то сейчас он встречается всё чаще. Дело в том, что раньше госслужащие проходили повышение квалификации не реже, чем раз в 3 года. Сейчас такого положения нет. Убрали его не потому, что госслужащим профессиональный уровень повышать не надо, а потому, что делать это нужно не по сроку, а по мере необходимости.

— Вступающий с 29 апреля закон что изменит и какую цель преследует?

— Я глубоко убеждён, что эти изменения не носят революционного характера. Они уточняют понятия. Например, «профессиональный уровень», то есть понятно, при проверке нужно оценивать навыки и знания в профессиональной сфере. Это правильно, так как нужно обращать внимание на профессиональную квалификацию. Я могу подтвердить её своим дипломом, стажем и опытом работы, однако, это не значит, что я тот самый человек, который будет лучшим на этой позиции. А вот когда мы на конкурсной комиссии меряемся не формальными признаками, а профессиональным уровнем, то комиссия сможет более качественно определить, кто из нас должен быть рекомендован к назначению на должность. Сейчас тенденция такова, что обязательные требования к стажу и опыту для федеральных гражданских служащих остались только к главным и высшим должностям. Некоторое время назад даже для ведущей группы убрали эти требования. Мы должны меряться не опытом и стажем, а уровнем развития своих профессиональных компетенций.

Ещё есть один момент, сейчас реализуется идея создания кадрового органа для трудоустройства на должности государственной и муниципальной службы тех россиян, которые проявили себя в профессиональном плане. С таким предложением к президенту нашей страны обратились участники конкурсов «Лидеры России» и «Россия – страна возможностей». Потому что кто-то выиграл, а некоторые достойные ребята, пусть и не победители конкурса, ещё себя не реализовали, но продемонстрировали свой высокий потенциал. В связи этого было дано поручение создать орган, который будет трудоустраивать в органах власти не только победителей и финалистов, но и других участников, а также других граждан с хорошим портфолио. Это кадровое агентство при запросе от государственного ведомства будет сразу же предлагать несколько соискателей на вакансию, которые готовы реализовать свои возможности на новом месте.

Вообще, на мой взгляд эти конкурсы очень необходимы. Нужны социальные лифты. Мы хотим создать меритократию? Для этого нужно создать условия. Кому? Самым талантливым, самым умным. В этих конкурсах такие условия созданы.

Путь к меритократии

— Не происходит ли здесь дублирования функций между конкурсами и другими процедурами отбора кадров в органах власти?

— На мой взгляд в данной ситуации, нужно больше конкурсов: продуманных и разных. Во-первых, само участие уже возможность заявить о себе. Во-вторых, даже если человек не станет победителем, то конкурс может стать для него катализатором для переформатирования своего отношения к карьере, получения знаний и навыков, необходимых для профессионального роста. Когда ты находишься в текучке – это одно дело. А там интересные, талантливые люди встретятся на твоём пути. Обмен опытом весьма полезен. С кем поведёшься от того и наберёшься

Конечно, идеальной технологии не бывает. Иногда присутствует элемент формализма, особенно, когда это не всероссийский конкурс. Но это не означает, что идея плоха. Недостатки были и будут, но есть задумки, которые следует правильно реализовать.

— Вот вы сказали о построении меритократии в России, что для этого нужно?

— В том числе нужно существенно увеличить размер денежного содержания служащих. Для обывателя это может показаться странным, но есть мировой опыт. Например, Сингапур: где была разорванная в клочья экономика в середине прошлого века, коррупция невероятных масштабов и нищета населения. Приходит к власти Ли Куан Ю и проводит целый комплекс мер по реформированию системы управления. Одна из них – увеличение зарплаты чиновников. Мы хотим собрать на службе лучших? Тогда самым лучшим нужно и платить соответствующе. А как можно платить? Просто по факту занятия должности? Есть такая технология как оплата деятельности госслужащих на основе достижения ими ключевых показателей результативности деятельности. Там, где это работает – это фантастика! У нас, к сожалению, она не везде в полной мере прижилась. Не потому, что технология плохая, а потому что нарушаются принципы её использования. Например, ключевых показателей в классическом варианте должно быть 5-7, а у нас бывает, по 50 или 70. Кто их вообще запомнит? Они должны быть ключевыми, правильно сформулированными. Нельзя вводить показатель, достижение которого не зависит от служащего в полной мере – это путь к демотивации. Если мы вводим эту технологию, то не должно быть отступлений от неё. Там, где в этой технологии хорошо разобрались, она работает.

Одинокий чиновник_фото Людмилы Ковалевой (1).jpg

Анатолий Лукин: «Граждане пока, на мой взгляд, не сильно-то уважают госслужащих».Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Второй момент, нужно повысить престиж государственной службы. Граждане пока, на мой взгляд, не сильно-то уважают госслужащих. Нужно перестроить саму систему позиционирования служащих в СМИ. Когда у нас пишут про служащих? Когда кого-то поймали на взятке, например. А ведь у нас есть хорошие служащие, их очень много! Но о них мало кто знает. Многие социальные, экономические и политические достижения нашего общества, о которых мы не задумываемся из-за бытовой суеты - результат систематической и профессиональной работы целых когорт государственных служащих.

Необходимо избежать оттока лучших кадров из органов власти. Как? Теми же средствами, что описаны выше. Плюсом добавить социальные гарантии и перспективы роста. Служащий должен понимать, что, если он профессионал, то его будут продвигать. Важно, чтобы служащий не перерос свою должность, не задерживался на ней слишком долго, когда уже готов на большее в своей профессии, потому что человек при этом может перестать развиваться. Это один из ключевых моментов, человек освоил одни функции, ему предлагают более сложную, более интересную работу, с большими возможностями, большей ответственностью.

— Стоит ли ожидать каких-то изменений в профессиональном обучении госслужащих?

— Сейчас много делается, чтобы они профессионально развивались. Одним из пунктов правительственной дорожной карты повышения профессионального уровня служащих, является создание образовательной интернет-платформы, на которой можно проходить повышение квалификации в соответствии с личным желанием в любое время и по любым направлениям. Оправдано решение проводить повышение квалификации не по сроку, а по необходимости. Внедряются именные образовательные сертификаты, наряду с традиционными формами дополнительного образования, используются такие формы обучения как тренинги, мастер-классы и т.п. Но это не в связи с тем изменением в закон, о котором мы говорим, где просто уточнены некоторые понятия, изменились формулировки. Не это главное, у нас все последние годы идёт серьёзная эволюция профессиональной подготовки служащих. Не стоит думать, что последние изменения в содержании терминов в законе революционным образом что-то преобразуют. Перемены в профессиональном развитии служащих заметны и без этого. Стало лучше, но работы предстоит ещё много. А вот когда посчитаем, что всё уже достигнуто и улучшать уже некуда, то тогда нас точно нужно отправлять на пенсию, в запас. Потому что как только человек успокоился, он отрезает для себя пути развития. Самое страшное – быть успокоенным, нет предела для совершенствования.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
Копейский рабочий В Копейске прошел Всероссийский субботник
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/