Александр Демин: Вынужденный дистант не пройдет для нашей системы образования бесследно

Отдельные вузы, колледжи и школы снова начинают погружаться в дистант. О пяти элементах того, как сделать, чтобы это погружение было максимально эффективным в своей авторской колонке на «Полит74» рассуждает Александр Демин, директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ.
Александр Демин: Вынужденный дистант не пройдет для нашей системы образования бесследно

Дистанционное образование может и должно быть настроено правильно. Фото Дмитрий Куткин ("Вечерний Челябинск").

Gollay (1).jpg Александр Голлай: Какую профессию выбрать в ИТ-сфере, чтобы она была востребована через 10 лет Читать далее
В допандемийное время вопросами дистанционного образования интересовались специалисты и наиболее мотивированные и те, кто были вынуждены обучаться онлайн в силу разных обстоятельств, в 2020-м году каждый, так или иначе, стал участником системы онлайн обучения.

IMG_20170612_153333.jpg

Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Александр Демин, директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Фото из личного архива

Массовый переход на дистанционные технологии позволил осознать, что достижение цели образовательного процесса возможно разными путями, это может быть семейное образование (самообразование, когда ответственность ложится на родителей), очное обучение в школе, заочная форма и т.д..

Элемент №1. Информационная среда (ИС) образовательной организации (ОО)

ИС – это не только сайт, на котором выкладываются домашнее задание и расписание уроков, ИС – комплексная система, позволяющая обеспечить такие функции как - авторизация участников, обучающая цифровая среда, система контроля, данные статистики, аналитика.

Sergey_Taskaev.jpg Сергей Таскаев: В трансформации челябинских вузов поставлены амбициозные задачи Читать далее
Одним из таких ресурсов является, знакомый многим учителям, ученикам и родителям, АИС «Сетевой город», так же известный как электронный дневник, правда, в последнее время производители расширили функционал системы, появилась возможность размещения заданий, гиперссылок и приема ответов от учеников, простенькая система тестирования, но весь этот функционал не может удовлетворить все запросы учителя, потому что имеет ряд ограничений.

Наиболее подходящий вариант – наличие образовательного портала с расширенным функционалом, с возможностью интеграции электронных библиотечных систем, систем видеоконференцсвязи, а так же с возможностью настройки системы оценки (накопительная система, балльно-рейтинговой, «продвинутая оценка» и т.д.), который возьмет на себя функцию обучения, а статистика (оценки) отражаются в АИС «Сетевой город».

Элемент №2. Система управления

В своей работе учителя используют разные системы сетевой коммуникации (группы в VK,Viber, FB, Telegram,Skype и т.д.) не сведенные в единый портал, а так же различные формы отправки и проверки заданий для самостоятельной работы, что приводит к существенным трудностям со стороны образовательной организации в осуществлении контроля качества учебного процесса.

Простыми словами – информацию, выложенную в соцсетях, группах в мессенджерах, проконтролировать невозможно, школе необходимо разработать общие требования, единый регламент проведения онлайн занятий и контроля знаний, которые могут функционировать только при наличии единой информационной среды.

Элемент №3. Адаптация учащихся

Дистант свалился внезапно, какие кнопки, когда и как нажимать пришлось освоить всем - детям, родителям, учителям. А все новое требует объяснения, инструкций и плавного перехода. Наличие в образовательной организации адаптационного онлайн курса или серии вебинаров, которые позволят освоиться в новых условиях обучения, снимет ряд проблем и стрессов, как с той, так и с другой стороны.

Элемент №4. Внимание учителю

Учитель должен заниматься любимым делом  – обучать, все остальное должны взять на себя программы, компьютеры и специально обученные сотрудники
Какую бы технологию не применяли, какие бы программы и технику не закупали, главный ресурс обучения был, есть и остается - учитель! К сожалению, большинство учителей остались один на один с проблемой. Как говорится, «ZOOM тебе в помощь», а ведь даже в бесплатной версии ZOOMа есть много полезных функций, да и сам процесс подготовки и проведения онлайн занятия имеет ряд особенностей: правильная одежда, фон, секреты удержания внимания ученика, срез знаний в процессе онлайна, эффективная презентация и много, много всего что позволит не снизить, а сохранить или даже повысить успеваемость.

Всесторонняя помощь учителю, концентрация на решение возникающих проблем, консультационная поддержка, это важная задача ОО, учитель должен заниматься любимым делом – обучать, все остальное должны взять на себя программы, компьютеры и специально обученные сотрудники.

Элемент №5. Аналитика

Как только появятся данные, много данных, можно подумать об их анализе. Сами по себе данные не имеют ценности, это набор цифр, но при правильном построении аналитической модели возможно получение прогнозных значений, которые позволят скорректировать образовательный процесс и вывести его на новый уровень отвечающий требованиям современной действительности.

Единственный элемент, которого практически нет в дистанте, – это ответственность образовательного учреждения за безопасность ученика, потому что ученик находится вне стен учебного заведения, все остальные элементы должны быть адаптированы для работы удаленно.

Уверен, вынужденный дистант не пройдет бесследно, и будут учителя и даже образовательные организации, которые продолжат использовать в своей работе инструменты онлайн, например, в смешанном формате или в семейном обучении.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/