Адвокат Мария Дементьева рассказала, как обезопасить себя от недобросовестных услуг по ремонту
Владельцы жилых помещений нередко сталкиваются с низким уровнем оказания услуг
Фото Людмилы Ковалевой (из архива Южноуральской панорамы)
Собственник жилья должен содержать его в порядке, однако может столкнуться с недобросовестным оказанием услуг со стороны организаций или индивидуальных предпринимателей.
Как защитить свои права, в авторской колонке на сайте Полит74 напомнила адвокат коллегии адвокатов «Защитник», специалист по жилищным спорам Мария Дементьева.
- Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещением относятся: - жилой дом, часть жилого дома; - квартира часть квартиры; - комната.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК ФР).
Для реализации данных обязанностей собственники жилых помещений порой вынуждены обращаться к организациям и индивидуальным предпринимателям для оказания ими услуг и/или выполнения работ по ремонту инженерных сетей, конструктивных элементов помещения, оборудования и бытовой техники.
Рынок данных видов услуг и/или работ переполнен предложениями, рекламу можно встретить в интернете, на досках объявлений и в почтовых ящиках в многоквартирных домах, в магазинах, на остановках общественного транспорта.

Мария Дементьева, фото из личного архива
Собственникам жилых помещений нужно быть бдительными и прежде чем пускать к себе в жилище посторонних лиц, провести проверку потенциального подрядчика.
Если в тексте объявления содержится информация о том, что заявки на оказание конкретных видов услуг и/или выполнения работ принимаются только по указанному номеру телефона, идет отсылка к ЖЭКу, то скорее всего это агрессивная реклама, направленная на введение в заблуждение потребителей.
При добросовестном поведении организация или индивидуальный предприниматель в тексте объявления указывают сведения о себе, подробно расписывают какие оказывают услуги и/или выполняют работы, их стоимость, как оставить им заявку по телефону.
При наличии такой информации легко можно найти в интернете подробную информацию об их деятельности, прочесть отзывы, посмотреть отсутствие судебных споров и возбужденных исполнительных производств.
Помните, что подача заявки по телефону на выезд специалиста в жилое помещение, это предварительное согласование договора оказания услуг и/или выполнения работ. По возможности стоит выяснить по телефону все детали: не только дату и время прибытия специалиста, но, и стоимость услуг, их продолжительность, порядок оплаты, наличие возможности заключить договор в письменном виде и получить квитанцию об оплате в подтверждение произведенных со специалистом расчетов.
Вы имеете полное право отказаться от услуг и/или выполнения работ даже, когда специалист уже приехал в жилое помещение для их оказания и/или выполнения, в случае возникновения сомнений.
К таким можно отнести:
- отсутствие договора оказания услуг и/или выполнения работ в письменном виде для заключения с потребителем;
- отсутствие понимания об окончательной стоимости предстоящих услуг;
- отсутствие бланков квитанций к приходным кассовым ордерам или терминалов оплаты или согласие на написание расписки о получении денежных средств с указанием паспортных данных;
- отсутствие необходимых материалов и инструментов для оказания услуг и/или выполнения работ.
Для того, чтобы была возможность в случае возникновения претензий к качеству оказания услуг обратиться к исполнителю с претензией, и в перспективе в суд с иском о защите прав потребителей или в Роспотребнадзор, необходимо с исполнителем заключить договор, подписать акт выполненных работ и/или оказанных услуг и иметь документ в подтверждение факта оплаты.
Договор на оказание услуг и/или выполнение работ в жилом помещении относится к гражданско-правовому договору и имеет свободу в его заключении.
Однако, желательно, чтобы такой договор содержал подробные сведения об исполнителе, включая адрес регистрации (для ИП) и адрес осуществления деятельности (для юридических лиц), о предмете (виды услуг и/или работ), срок исполнения, стоимость.
В случае, если исполнитель перед началом оказания услуг и/или выполнения работ не знает окончательную их стоимость, то необходимо попросить прейскурант, в котором должны содержать пределы стоимости за конкретный вид услуг и/или работ.
В случае, если в объявлении (предложении, в публичной оферте) или договоре была указана конкретная стоимость услуг и/или работ, а по факту специалист просит заплатить ему повышенную стоимость, то потребитель в праве отказать ему в доплате.
В акте выполненных работ и/или оказанных услуг необходимо указать замечания, при их наличии.
Еще потребитель вправе отказаться от услуг и/или работ, в которых нет целесообразности. Например, сантехник пришел заменить индивидуальный счетчик на воду (при выходе из строя старого) и в процессе осмотра выяснилось, что потребуется менять силами управляющей организации или ТСЖ часть трубы перед запорным устройством (перед вентилем и счетчиком, которая является общим имуществом), в таком случае нет практической пользы устанавливать новый счетчик до проведения таких работ, и тем более ставить на него пломбу, так как в процессе замены участка трубы управляющей компанией или ТСЖ придется вновь демонтировать счетчик. Получается, что понесенные расходы на замену счетчика будут бесполезны, в такой ситуации стоит дождаться замены участка трубы и одновременно с ее заменой за дополнительную плату попросить сотрудников управляющей компании или ТСЖ заменить счетчик.
Стоит отметить, что некоторые виды работ и/или услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или комнате могут быть выполнены за плату силами управляющей компании или ТСЖ. Если цена и сроки ожидание проведения работ и/или оказания услуг устраивают собственника, то лучше обратиться именно к ним. В такой ситуации больше вероятности получить качественные услуги и/или качественный результат работ. В случае же возникновения каких-либо проблем, их будет проще решить, так как управляющая компания или ТСЖ действует, информация о них известна, на их счета ежемесячно поступают денежные средства от собственников помещений в МКД.