Адвокат Мария Дементьева рассказала, как обезопасить себя от недобросовестных услуг по ремонту

Владельцы жилых помещений нередко сталкиваются с низким уровнем оказания услуг
Адвокат Мария Дементьева рассказала, как обезопасить себя от недобросовестных услуг по ремонту
Фото Людмилы Ковалевой (из архива Южноуральской панорамы)

Фото Людмилы Ковалевой (из архива Южноуральской панорамы)

Собственник жилья должен содержать его в порядке, однако может столкнуться с недобросовестным оказанием услуг со стороны организаций или индивидуальных предпринимателей.

Как защитить свои права, в авторской колонке на сайте Полит74 напомнила адвокат коллегии адвокатов «Защитник», специалист по жилищным спорам Мария Дементьева.

- Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещением относятся: - жилой дом, часть жилого дома; - квартира часть квартиры; - комната.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК ФР).

Для реализации данных обязанностей собственники жилых помещений порой вынуждены обращаться к организациям и индивидуальным предпринимателям для оказания ими услуг и/или выполнения работ по ремонту инженерных сетей, конструктивных элементов помещения, оборудования и бытовой техники.

Рынок данных видов услуг и/или работ переполнен предложениями, рекламу можно встретить в интернете, на досках объявлений и в почтовых ящиках в многоквартирных домах, в магазинах, на остановках общественного транспорта.

photo_2025-01-20_08-04-23.jpg

Мария Дементьева, фото из личного архива

При этом, не всегда объявления соответствуют общим принципам гражданского законодательства РФ и требованиям Закона о защите прав потребителей. Часто встречается недобросовестное поведение, намерение причинить вред потребителям для извлечения максимальной прибыли из своей деятельности, получения неосновательного обогащения.

Собственникам жилых помещений нужно быть бдительными и прежде чем пускать к себе в жилище посторонних лиц, провести проверку потенциального подрядчика.

Если в тексте объявления содержится информация о том, что заявки на оказание конкретных видов услуг и/или выполнения работ принимаются только по указанному номеру телефона, идет отсылка к ЖЭКу, то скорее всего это агрессивная реклама, направленная на введение в заблуждение потребителей.

При добросовестном поведении организация или индивидуальный предприниматель в тексте объявления указывают сведения о себе, подробно расписывают какие оказывают услуги и/или выполняют работы, их стоимость, как оставить им заявку по телефону.

При наличии такой информации легко можно найти в интернете подробную информацию об их деятельности, прочесть отзывы, посмотреть отсутствие судебных споров и возбужденных исполнительных производств.

Помните, что подача заявки по телефону на выезд специалиста в жилое помещение, это предварительное согласование договора оказания услуг и/или выполнения работ. По возможности стоит выяснить по телефону все детали: не только дату и время прибытия специалиста, но, и стоимость услуг, их продолжительность, порядок оплаты, наличие возможности заключить договор в письменном виде и получить квитанцию об оплате в подтверждение произведенных со специалистом расчетов.

Вы имеете полное право отказаться от услуг и/или выполнения работ даже, когда специалист уже приехал в жилое помещение для их оказания и/или выполнения, в случае возникновения сомнений.

К таким можно отнести:

- отсутствие договора оказания услуг и/или выполнения работ в письменном виде для заключения с потребителем;

- отсутствие понимания об окончательной стоимости предстоящих услуг;

- отсутствие бланков квитанций к приходным кассовым ордерам или терминалов оплаты или согласие на написание расписки о получении денежных средств с указанием паспортных данных;

- отсутствие необходимых материалов и инструментов для оказания услуг и/или выполнения работ.

Для того, чтобы была возможность в случае возникновения претензий к качеству оказания услуг обратиться к исполнителю с претензией, и в перспективе в суд с иском о защите прав потребителей или в Роспотребнадзор, необходимо с исполнителем заключить договор, подписать акт выполненных работ и/или оказанных услуг и иметь документ в подтверждение факта оплаты.

Договор на оказание услуг и/или выполнение работ в жилом помещении относится к гражданско-правовому договору и имеет свободу в его заключении.

Однако, желательно, чтобы такой договор содержал подробные сведения об исполнителе, включая адрес регистрации (для ИП) и адрес осуществления деятельности (для юридических лиц), о предмете (виды услуг и/или работ), срок исполнения, стоимость.

В случае, если исполнитель перед началом оказания услуг и/или выполнения работ не знает окончательную их стоимость, то необходимо попросить прейскурант, в котором должны содержать пределы стоимости за конкретный вид услуг и/или работ.

В случае, если в объявлении (предложении, в публичной оферте) или договоре была указана конкретная стоимость услуг и/или работ, а по факту специалист просит заплатить ему повышенную стоимость, то потребитель в праве отказать ему в доплате.

В акте выполненных работ и/или оказанных услуг необходимо указать замечания, при их наличии.

Еще потребитель вправе отказаться от услуг и/или работ, в которых нет целесообразности. Например, сантехник пришел заменить индивидуальный счетчик на воду (при выходе из строя старого) и в процессе осмотра выяснилось, что потребуется менять силами управляющей организации или ТСЖ часть трубы перед запорным устройством (перед вентилем и счетчиком, которая является общим имуществом), в таком случае нет практической пользы устанавливать новый счетчик до проведения таких работ, и тем более ставить на него пломбу, так как в процессе замены участка трубы управляющей компанией или ТСЖ придется вновь демонтировать счетчик. Получается, что понесенные расходы на замену счетчика будут бесполезны, в такой ситуации стоит дождаться замены участка трубы и одновременно с ее заменой за дополнительную плату попросить сотрудников управляющей компании или ТСЖ заменить счетчик.

Стоит отметить, что некоторые виды работ и/или услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или комнате могут быть выполнены за плату силами управляющей компании или ТСЖ. Если цена и сроки ожидание проведения работ и/или оказания услуг устраивают собственника, то лучше обратиться именно к ним. В такой ситуации больше вероятности получить качественные услуги и/или качественный результат работ. В случае же возникновения каких-либо проблем, их будет проще решить, так как управляющая компания или ТСЖ действует, информация о них известна, на их счета ежемесячно поступают денежные средства от собственников помещений в МКД. 

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/