21 декабря 2006, Автор: Марина СМОЛИНА, собкор "Известий" специально для Полит74.

Британскому профессору жару дадут

Британскому профессору жару дадут

Сдается, времена инквизиции возвращаются: после многомесячных разбирательств третья власть столицы Уральского округа постановила – книги английского профессора, преподавателя одного из британских университетов и известного знатока клубной жизни 90-х должны быть уничтожены.

Книги Фила Джексона «Клубная культура» и Адама Парфея «Культура времен апокалипсиса» общим тиражом шесть тысяч экземпляров вышли в екатеринбургском издательстве «У-Фактория» в начале этого года в серии «Масскульт».

- Эта серия посвящена явлениям массовой культуры, - пояснял редактор «Масскульт» Владимир Харитонов.- Я не могу сейчас точно сказать, как именно была отобрана к изданию книга Фила Джексона «Клубная культура», поскольку книги приходят к нам разными путями – их отбирают редакторы, менеджеры, предлагают литературные агентства. И то, что книга полностью соответствует концепции серии, сомнений ни у кого не возникло. Это докторская диссертация, научное исследование, антропологический и культурологический анализ явления клубной культуры, написанный достаточно популярным языком.

- Это книга о клубах, которые возникали в 90-е годы, о том, какая тогда была молодежь, экономика, обычаи, традиции, одежда и даже наркотики. Обо всем этом говорится, потому что все это часть описываемого периода, - рассказал вашему корреспонденту глава издательства «Ультра-Культура» Илья Кормильцев, который больше известен публике как автор текстов песен и продюсер группы «Наутилус Помпилиус».- Если так доходить до абсурда, то можно описание жизни лагеря расценить как пропаганду преступности. У нас бывают споры при принятии решений об издании той или иной книги – и творческие, и экономические, и идеологические. По поводу книги Фила Джексона даже споров таких не возникло. Ну, а угадать, где психопат увидит крамолу, невозможно.

Сам Фил Джексон представляет свое произведение как книгу «о танцах, улыбках, флирте, дружбе и наслаждении». Однако совсем по-другому трактовали произведение британского автора в управлении федеральной службы по борьбе с оборотом наркотиков по Свердловской области. Сотрудники Госнаркоконтроля заподозрили, что на страницах «Клубной культуры» содержится пропаганда наркотиков. И верность своих суждений подтвердили несколькими экспертизами. При содействии Екатеринбургской епархии в Российской академии образования была проведена психологическая экспертиза, которая установила, что «книги формируют высокий интерес и положительное отношение к употреблению психоактивных веществ и наркотиков».

Экспертное подразделение УФСКН России по Свердловской области провело также лингвистическую экспертизу, после чего пришло к выводу: «…книги представляют собой публицистические произведения, объединенные темой исследования явления клаббинга, призывы к употреблению наркотического средства кетамин. В содержании книг имеются слова и выражения, обозначающие наркотические средства, сведения о методе употребления, местах и способах приобретения. В текстах представлены развернутые инструкции по технике индивидуального использования кетаминовой инъекции. Содержится информация о преимуществах одних наркотиков над другими, негативная оценка нелегального статуса наркотиков, информация об относительной безопасности наркотиков. Содержание статей ориентировано на все возрасты, начиная с подросткового».

Издательство в свою очередь также заручилось экспертизой Уральского госуниверситета, специалисты которого дали заключение, что к книге Фила Джексона слово «пропаганда» неприменимо. Тем не менее, остатки тиража – порядка 900 экземпляров каждого издания – были изъяты из типографии «Уральский рабочий», где и были в свое время отпечатаны. Любопытно, что на момент, когда было принято постановление Кировского районного суда Екатеринбурга об уничтожении книги, две трети тиража уже разошлись по магазинам. А на прилавках маленьких магазинчиков и после решения суда можно было найти оба произведения, поскольку постановление суда торговых точек не касалось. Впрочем, крупные книжные магазины предпочли не идти на конфронтацию со столь солидной структурой, как Госнаркоконтроль, и прекратили продажу книг.

- Я расцениваю подобные акции как чистый пиар,- заявил о действиях Госнаркоконтроля Илья Кормильцев.- Если бы занимались госорганы своим прямым делом – милиция ловила бы преступников, наркоконтроль – наркодилеров. А так пилят деньги, а в свободное время организуют непыльные дела вроде борьбы с издательствами и книгами. Но меня больше поражает в этой ситуации позиция суда – совершенно дикое, средневековое решение, которое свидетельствует, что мы до сих пор готовы сжигать на кострах, ставить на дыбу.

Представители издательства в кассационной инстанции обжаловали решение суда об уничтожении тиража. И вот точка в многомесячном споре поставлена – книга будет уничтожена.

- Я бы не советовала вам цитировать эту книгу. Это палка о двух концах. Тогда и вас под статью привлекут. Пусть уж вам читатели на слово поверят, - посоветовала вашему корреспонденту руководитель пресс-службы Госнаркоконтроля Свердловской области Елена Исаева.

Однако читатели не хотят нынче верить на слово – форумы Интернета пестрят вопросами о том, где еще можно приобрести «Клубную культуру» Фила Джексона.