При поддержке Гранада Пресс
Автор: Георгий Баркалая

Зачем России ужесточать ответственность за призывы к отчуждению территорий

Госдума приняла в первом чтении законопроекты о введении административной и уголовной ответственности за призывы к отчуждению территорий (в рамках реализации принятых поправок в Конституцию РФ). В дискуссии «Экспертного клуба Челябинска» специалисты выразили свое отношение к данному процессу.
Зачем России ужесточать ответственность за призывы к отчуждению территорий

Россия пытается поставить дополнительные заслоны, чтобы сохранять целостность своей территории. Фото с сайта бесплатных иллюстраций Pixabay.

Андрей Коршунов_адвокат_фото Куткина (17).jpg

Андрей Коршунов уверен, что вопрос целостности страны объединяет и сторонников, и критиков власти. Фото Дмитрия Куткина.

Андрей Коршунов, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая», председателя комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства:

«Сегодня, общее снижение благосостояния населения вполне может вызвать к жизни и сепаратистскую риторику. Хотя я и не сторонник усиления уголовной репрессии, а постоянное повышение административных штрафов уже наводит на мысль, что эти штрафы становятся перспективной статьей пополнения бюджета, думаю, что в данном конкретном случае принимаемые меры оправданы. Суверенитет и территориальная целостность - это как раз те ценности, которые есть в той или иной форме в Конституции любого, уважающего себя, государства. Думаю, что даже те, кто расходится с действующей властью в видении будущего страны, не желают, чтобы страна развалилась на куски или лишилась суверенитета».

 

pass_Каргаполов.jpg

Андрей Пасс указывает на глобальные причины необходимости ужесточить законодательство. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск)

Андрей Пасс, доктор исторических наук, профессор историко-филологического факультета ЧелГУ:

«Внешнеполитических факторов несколько. Первый – глобальный. Транснациональные корпорации заинтересованы в дальнейшем освоении ресурсов России и установлении контроля над объектами разработки, вплоть до введения, в той или иной форме, режима экстерриториальности. Конституционные поправки такую перспективу исключают.

Второй фактор – оспаривание Японией принадлежности Курильских островов России. Теперь любые двусторонние переговоры на этот счет теряют смысл. Однозначно заявлено, что формы международного сотрудничества и совместного освоения данных территорий де-юре будет определять наша страна и альтернативы такому порядку нет.

Третий момент – поставлена точка в вопросе о судьбе самого западного анклава - Калининградской области. Последнее время в ЕС шли дискуссии о возможном пересмотре итогов Второй мировой войны, а, следовательно, и государственном суверенитете над регионом, который 75 лет назад назывался Восточной Пруссией.

Наконец, четвертое – Крым. Сейчас очевидно, что РФ была, есть и останется державой, доминирующей в Черном море. Относительно внутриполитических предпосылок – столь жесткая позиция Москвы консолидирует общественное мнение, расширяет и укрепляет электорат «Единой России».

На мой взгляд, меры ответственности за призывы к отчуждению территорий вполне адекватны складывающимся реалиям. Принятые санкции выводят данную тему за пределы обсуждения в СМИ, а также за рамки федеральных и местных избирательных кампаний. Таким образом, они сужают социальную и идеологическую базу для экстремизма.

 

Федотов_Куткин.jpg

Александр Федотов уверен, что за процессом стоят внутриполитические причины. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

Александр Федотов, доцент кафедры политических наук и международных отношений ЧелГУ:

«Последние законодательные инициативы Госдумы являются практической реализацией политики по защите государственного суверенитета, нашедшей отражение в поправках в Конституцию. Конечно, установление наказания за призывы к отчуждению территорий - очевидно защитная мера, обусловленная сложной внешнеполитической обстановкой. При этом в мировой практике нет однозначной позиции в вопросе сохранения территориальной целостности государств. Достаточно вспомнить реакцию испанского правительства и стран ЕС на результаты референдума о независимости Каталонии. Однако объяснять появление нового законопроекта враждебным окружением не следует. В отличие от большинства европейских стран Россия - многонациональное государство, в котором территориальные споры имеют не только внешнее, но и внутреннее измерение. Например, время от времени возникающие дискуссии о дотационных регионах, которые приходится «кормить» более развитым соседям. Поэтому инициатива российского парламента, прежде всего, продиктована внутриполитическими вызовами, направленными на решение проблем региональной политики».

 

BdV7iKCKRIk.jpg

Максим Гутенев уверен, что новые нормы не дадут торговать территориями страны. Фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ

Максим Гутенев, доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Южно-Уральского государственного университета, кандидат философских наук, председатель Регионального отделения Российской Ассоциации Политической науки:

«Если говорить о поправке по поводу неотчуждаемости территорий РФ, то главными внешнеполитическими факторами, подтверждающими необходимость принятых конституционных поправок, относятся нерешенные территориальные споры России со своими соседями. В настоящее время наша страна граничит с 18 государствами, территориальные споры, с которыми решить до конца не удалось. Особенно важным и актуальными для жителей нашей страны остаются вопросы сохранения принадлежности РФ Южных Курил и Крыма. Внесенная поправка позволит и в будущем сохранять принадлежность этих территорий РФ и не позволит торговать территорией нашей страны.

Кроме того, на мой взгляд, в условиях обострившегося информационного противостояния со странами Запада актуальной является статья, обеспечивающая защиту исторической правды. В последнее время в западной журналистике все чаще наблюдаются попытки искажения исторической правды и приуменьшения вклада нашей страны в победе над фашизмом.

Законопроект о введении административной и уголовной ответственности за призывы по отчуждения российских территорий является хотя и жесткой, но необходимой мерой. В условиях существующих международных рисков и угроз, связанных с пропагандой необходимости интернационализации Арктики и оспариванием права обладания Россией территории Южных Курил и Крыма, данный законопроект направлен на сохранение территориальной целостности страны».

 

Маклаков_политтехнолог_фото Каргаполова (4).jpg

Евгений Маклаков обращает внимание на информационное давление на Россию. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Евгений Маклаков, политтехнолог, координатор проекта «PR-дозор»:

«Летом были приняты поправки в Конституцию РФ, а осенью только 540 лет назад русский князь Иван III, разорвал и бросил на землю басму от хана Большой Орды Ахмата и наступил на неё ногой. Эту легенду и последующие события «Стояния на Угре» положили конец зависимости русских княжеств от монголо-татар. Почему это вспомнилось? Потому что суть этих событий одинакова. Россия начала укрепление своего суверенитета и защиты его от разрушительных процессов, начавшихся в мире. И любые попытки усиления государственности России и консолидации её народа, вызывают болезненную реакцию и страх в США и странах Евросоюза, потому что там нарастают хаос и угроза обрушения государственности. Для них это угроза, которой надо обязательно противостоять.

Я считаю, что необходимость принятие поправок, направленных на укрепление государственного суверенитета и поддержание принципа территориальной целостности, обусловлена прежде всего постоянными и в последнее время усиливающимися со стороны США и стран Запада фактами давления на Россию (например, разного рода санкции). А также многочисленными попытками иностранного влияния на внутриполитические события.

Это необходимый и своевременный шаг. Территория это один из основных признаков любого государства. Обеспечение неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории – важнейшее условие самостоятельности государства и его независимости. Ни одно государство не может называться суверенным, если оно не может обеспечить неприкосновенность своих территорий от посягательств. В связи с этим, наказание за нарушение это статьи Конституции должно быть соответствующим сопоставимое по силе с наказанием за нарушение других важнейших статей гарантирующих и закрепляющих жизненно важные для каждого человека права».